«Сказания о титанах» как реализация философского проекта Я.Э. Голосовкера
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-5-151-161Ключевые слова:
Голосовкер, воображение, миф, титаны, рацио, формальная логика.Аннотация
Статья посвящена художественному произведению Я.Э. Голосовкера «Сказания о титанах», впервые опубликованному в Детгизе в 1955 г., которое рассматривается в ней в качестве реализации философского проекта мыслителя. Особое внимание автор статьи уделяет «строительным лесам» – ключевым философским установкам концепции имагинативного абсолюта, которые помогают расставить акценты в ходе дальнейшего анализа. В частности, они позволяют понять, почему Голосовкер обращается именно к греческой мифологии. С опорой на текст «Сказаний» автор предлагает рассмотреть две стратегии разработки имагинативной логики: негативную и позитивную. Негативная связана с отрицанием логики формальной и борьбой против ratio. Автор показывает, как нарушение принципов формальной логики реализовано в художественном тексте Голосовкера. Позитивная стратегия обращена к новому культурфилософскому методу «кривая смысла». Обозначены возможные проблемы, связанные с его использованием, однако автор статьи подчеркивает потенциальную актуальность этого метода для гуманитарного исследования. В статье предпринята попытка применения философского метода к художественному творчеству мыслителя, в результате чего был выделен ряд смыслообразов (неологизм Голосовкера): бессмертие, безумие, сила и др. Текст «Сказаний» предстает в качестве примера «философии-как-искусства» и как осуществление идеи познания воображением. Проведенное исследование открывает перспективы дальнейшего изучения философского наследия Голосовкера.