Попытка переоценки личности С.Г. Нечаева в советской историографии в 1920-е гг. Предыстория и контекст
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-5-130-141Ключевые слова:
Достоевский, роман «Бесы», революция, С.Г. Нечаев, нечаевщина, М.А. Бакунин, революционное подполье, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, В.Д. Бонч-Бруевич, А.И. Гамбаров.Аннотация
В статье поднимается проблема переоценки личности революционера-радикала С.Г. Нечаева в положительном ключе в ранней советской историографии и литературоведении 1920-х гг. Констатируется, что в качестве введения и необходимой предыстории вопроса надо рассмотреть, как к Нечаеву относились в русском революционном подполье, а также как его личность и деятельность воспринимали классики марксизма – К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Последнее должно быть своего рода камертоном и обязательной точкой отсчета для советских исследователей. Устанавливается, что при общем отрицательном отношении к Нечаеву в радикальном подполье в этом отношении присутствовала и некая амбивалентность: многие русские революционеры положительно оценивали энергию и волю Нечаева, его преданность революционному делу. В то же время Маркс и Энгельс оценивали Нечаева крайне негативно, что во многом объясняется тем, что они тогда вели борьбу с М.А. Бакуниным в Интернационале и воспринимали Нечаева как его ближайшего соратника. Правда, свою полемику с бакунизмом и нечаевщиной они вели преимущественно не по моральным основаниям, а с точки зрения организационных вопросов и эффективности политической тактики. Кратко разбирается подход к проблеме морали и нравственности Маркса и Энгельса в целом, а также единственное сохранившееся свидетельство об отношении В.И. Ленина к Нечаеву, дошедшее до нас через В.Д. Бонч-Бруевича. Отмечаются слабые места этого свидетельства, которые не позволяют отнестись к нему со стопроцентной уверенностью. В то же время говорится, что и отметать их как заведомо сомнительные и недостоверные тоже не стоит, и вопрос о настоящем отношении Ленина к Нечаеву остается открытым.