Морфология истории и культуры: В.Н. Ильин, О. Шпенглер и А.Дж. Тойнби
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-5-97-107Ключевые слова:
морфология, история, культура, цивилизация, религия, форма, идея.Аннотация
Статья посвящена исследованию морфологии В.Н. Ильина, ее сопоставлению с идеями О. Шпенглера и А.Дж. Тойнби. Автор статьи анализирует разницу в подходах к морфологии. В работе «Статика и динамика чистой формы» В.Н. Ильин создал общую теорию морфологии, а затем развивал и уточнял некоторые теоретические идеи. В статье «Освальд Шпенглер – основатель морфологической схемы в применении к историческим объектам и Арнольд Тойнби – противник этой схемы» он выступил с критикой О. Шпенглера и его труда «Закат Европы». В.Н. Ильин считал, что Шпенглер слишком схематичен и примитивен в понимании исторического процесса. Он противопоставлял О. Шпенглеру А.Дж. Тойнби, который был последовательным противником биологического морфологизма. Тем не менее В.Н. Ильин полностью разошелся с А.Дж. Тойнби в понимании и оценках России и русской культуры. А.Дж. Тойнби придерживался европоцентристской точки зрения на Россию, считал ее «сателлитом» других цивилизаций. Он не признавал существования в России самостоятельной цивилизации и полагал, что главный вопрос – какое иностранное влияние на Россию окажется сильнее. По мнению В.Н. Ильина, Россия – это самодостаточная, самостоятельная «евразийская» цивилизация, основанная на православном христианстве, пережившая несколько «перерождений» (морфологических трансформаций). В работах «Русская музыка» и «Русская философия» В.Н. Ильин применил морфологию к исследованию русской культуры и обосновывал вывод, что каждая культура обладает самобытностью и есть целостная, взаимосвязанная морфологическая система.