«Философия» в культуре исторической Индии: систематизация источников
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-5-79-85Ключевые слова:
философская авторефлексия, дефинирование, контроверсия, дхармическая литература, политологическая литература, ньяя, аналитическая практикаАннотация
Автор статьи вступает в уже давнюю дискуссию о том, был ли в традиционной Индии эквивалент понятия «философия», отстаивает точку зрения, согласно которому в наибольшей степени на него может претендовать термин ānvīkşikī («исследование») и прослеживает его значение в текстах дхармической (начиная с «Гаутама-дхармасутры» II в. до н.э. до позднесредневековых комментариев к «Законам Ману»), политической («Артхашастра» и «Нитисара» Камандаки), поэтологической («Кавьямиманса»
Раджашекхары) и собственно философской литературе (комментарий Ватсьяяны и субкомментарий Уддйотакары к «Ньяя-сутрам» – V–VII вв.). Два основных пути понимания назначения философии были проложены в «Законах Ману», у их комментаторов и у Камандаки (как познание Атмана) и в «Артхашастре» и текстах ньяйи (как метанауки, помогающей другим дисциплинам знания в освоении их областей). Потому философия мыслилась и в Индии как двуединство мировоззренческих и методологических составляющих, и с наибольшей ясностью это было «прописано» в сочинении Ватсьяяны, который различил «только познание Атмана», как в Упанишадах, и то же самое познание в контексте профессионального дискурса, работающего с 16 категориальными топиками ньяйи. Значение ānvīkşikī как исследования понятий в ньяйе и как полемического диалога в поэтологии позволяет автору сделать вывод о том, что философия мыслилась в классической индийской культуре не как совокупность доктрин, но как аналитическая практика (в полном соответствии с пониманием Л. Витгенштейна), реализовавшаяся в контроверсии, что открывает, с точки зрения автора, очень значительные перспективы для философской компаративистики.