Феномен памяти в условиях цифровизации образования: создание модульной системы безопасности цифровой образовательной среды

Авторы

  • С.А. Храпов Астраханский государственный университет, Астрахань, 414056, ул. Татищева, д. 20а.
  • Л.В. Баева Астраханский государственный университет, Астрахань, 414056, ул. Татищева, д. 20а.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-5-61-69

Ключевые слова:

память, информация, мышление, цифровизация, образование, обучающиеся, педагоги, модификация памяти, риски кризисной модификации памяти, модульная система безопасности цифровой образовательной среды.

Аннотация

Статья посвящена комплексной проблеме модификации памяти обучаю­щихся в условиях цифровизации образования. Методология исследования носит меж(транс)дисциплинарный характер, основывается на информаци­онном, социокультурном и психолого-педагогическом подходах к феномену памяти, определению и нивелированию рисков ее кризисной модификации в условиях цифровизации образования. Основное содержание статьи посвя­щено выявлению рисков кризисной модификации памяти обучающихся, имеющих вероятностный характер: 1) «мнемическая цифровая зависи­мость»; 2) «информационная перегруженность памяти»; 3) «“прерывистость” мнемического процесса»; 4) «парадоксальное соотношение компонентов индивидуальной и социальной памяти»; 5) «снижение познавательной эф­фективности памяти в процессе обучения». Итогом исследования являются предложения по созданию и внедрению модульной системы безопасности цифровой образовательной среды, включающей: управленческий, психолого-педагогический, ценностно-мотивационный, когнитивно-информационный, этико-нравственный модули. По мнению авторов, данная система может предотвратить кризисную модификацию памяти обучающихся и обеспе­чить безопасность цифрового образования.

Опубликован

2023-05-31

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2023. Феномен памяти в условиях цифровизации образования: создание модульной системы безопасности цифровой образовательной среды. Вопросы философии. 5 (May 2023), 61–69. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-5-61-69.