Феномен памяти в условиях цифровизации образования: создание модульной системы безопасности цифровой образовательной среды
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-5-61-69Ключевые слова:
память, информация, мышление, цифровизация, образование, обучающиеся, педагоги, модификация памяти, риски кризисной модификации памяти, модульная система безопасности цифровой образовательной среды.Аннотация
Статья посвящена комплексной проблеме модификации памяти обучающихся в условиях цифровизации образования. Методология исследования носит меж(транс)дисциплинарный характер, основывается на информационном, социокультурном и психолого-педагогическом подходах к феномену памяти, определению и нивелированию рисков ее кризисной модификации в условиях цифровизации образования. Основное содержание статьи посвящено выявлению рисков кризисной модификации памяти обучающихся, имеющих вероятностный характер: 1) «мнемическая цифровая зависимость»; 2) «информационная перегруженность памяти»; 3) «“прерывистость” мнемического процесса»; 4) «парадоксальное соотношение компонентов индивидуальной и социальной памяти»; 5) «снижение познавательной эффективности памяти в процессе обучения». Итогом исследования являются предложения по созданию и внедрению модульной системы безопасности цифровой образовательной среды, включающей: управленческий, психолого-педагогический, ценностно-мотивационный, когнитивно-информационный, этико-нравственный модули. По мнению авторов, данная система может предотвратить кризисную модификацию памяти обучающихся и обеспечить безопасность цифрового образования.