Матрица иллюзии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-5-16-27Ключевые слова:
иллюзия, методология, форма, система, товар, сновидение, идеология, фетишизм.Аннотация
С опорой на наследие немецкой классической философии (Кант, Гегель) и на материалах работ Дюркгейма, Фрейда и Маркса в статье выделено несколько методологических уровней в исследовании иллюзорных форм сознания. «Кантовский» уровень предполагает расшифровку содержания иллюзорного комплекса путем вычленения неосознаваемых интеллектуальных или социальных процессов, переплетение которых порождает видимость наличия не существующих в реальности онтологических связей. Такое понимание природы иллюзорных форм позволяет выделить четыре закономерные ступени рефлексии данных феноменов: наивный фетишизм, его рассудочную критику, наукообразную идеологию и критическую теорию. На четвертой ступени невидимые связи выявляются, но причина их
сокрытия иллюзией остается необъясненной, фетишизированной. «Посткантовский» уровень предполагает отказ от субъективного понимания иллюзорной формы и осмысление ее как закономерного порождения содержания, что требует преодоления классического противопоставления истины и заблуждения. Гегелевская модель абсолютной реальности, для которой все знания и иллюзии являются ее внутренними, но преходящими характеристиками, может выступить здесь «методологической меркой». И если для Дюркгейма иллюзия была вечным состоянием общества, то Фрейд и Маркс рассматривали ее как преходящий феномен, изучая механизмы формирования и отмирания, однако характерное для психоанализа противопоставление общества и человека не позволило раскрыть «системную тайну формы». Маркс, рассматривавший общество и человека как единую систему, отчасти сделал этот шаг, а новаторство Дюркгейма, раскрывшего рефлексивный характер связи фетиша и его знака, могло бы этот шаг дополнить.