О философии искусственного интеллекта и научной революции

Авторы

  • И.Р. Мамедзаде Институт философии и социологии НАНА, Азербайджанская Республика, Баку, AZ1001, ул. Истиглалийят, д. 30.
  • С.Н. Дадашова Институт философии и социологии НАНА, Азербайджанская Республика, Баку, AZ1001, ул. Истиглалийят, д. 30.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-206-215

Ключевые слова:

философия науки, искусственный интеллект, научная революция, реформирование, Азербайджан, новое сознание, стиль мышления, горизонтальный диалог.

Аннотация

Данная статья посвящена философскому анализу искусственного интеллекта и его роли в осмыслении идей научной революции. За последние десятилетия проблема ИИ не теряет своей актуальности в силу стремительного развития когнитивных наук, с одной стороны, и стремления человека добиться ощутимых результатов за короткий промежуток времени, с другой. Работа представляет собой разбор некоторых современных проблем азербайджанской науки и анализ того, как с помощью ИИ она сможет осовремениться. Согласно авторам, азербайджанская наука находится на стадии перехода от предпроблемной к проблемной фазе, суть которых детально
изложена в статье. Рассматривается ряд значимых вопросов: что есть ИИ и революция в сознании ученых, что мешает науке быть современной, как научная революция может отразиться на процессах реформирования в других сферах и т.д. Авторы стремятся показать, что научная революция возможна только посредством существенного изменения индивидуального сознания (сознания ученых) и влияния науки на коллективное сознание (сознание общества). При этом сама научная революция должна быть осмыслена как проблема, которую можно разрешить с помощью ИИ. Авторы также предлагают ввести в праксис научного сообщества построение междисциплинарных и межакадемических отношений на основе «горизонтального диалога»

Опубликован

2023-04-30

Выпуск

Раздел

Из редакционной почты

Как цитировать

[1]
2023. О философии искусственного интеллекта и научной революции. Вопросы философии. 4 (Apr. 2023), 206–215. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-206-215.