Тайваньский даосизм: вариативность форм и неизменность социальной миссии

Авторы

  • С.В. Филонов Амурский государственный университет, Благовещенск, Амурская обл., 675027, Игнатьевское ш., д. 21.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-189-205

Ключевые слова:

Тайвань, даосизм, Школа Правильного единства, даосы при алтарях, немонашествующее духовенство, традиция Дао-фа, школа Линбао, социальные услуги, местные общины, субэтнические группы, этнокультур­ная идентичность, ритуалисты-экзорцисты, экзорцистская малая обряд­ность, медиумы-ясновидцы.

Аннотация

Статья посвящена анализу социальной структуры тайваньского даосизма и его роли в жизни тайваньского общества. Появление даосизма на Тайване относится к середине XVII в., когда сюда прибывают первые переселенцы из областей Цюаньчжоу, Чжанчжоу и Чаочжоу, расположенных в южных прибрежных регионах материкового Китая. Вплоть до XX в. в тайваньском обществе были представлены исключительно даосы школы Правильного единства (Чжэнъи). Особенность ритуалистов школы Чжэнъи состоит в их тесной связи с местным сообществом, духовные запросы которого они об­служивают. Автор, опираясь на работы тайваньских исследователей и соб­ственный опыт полевых изысканий на Тайване, рассматривает социальную историю тайваньского даосизма и дает характеристику его основным тече­ниям. В статье рассматриваются особенности даосской традиции Дао-фа эр-мэнь, школы Линбао и школы Чаньхэ, а также социальная роль ритуали­стов-экзорцистов, относящихся к «народному уровню» функционирования даосской традиции, и низовых ритуалистов-медиумов тун-ки. Как показы­вают результаты современных исследований, тайваньский даосизм имеет множество форм и исторических вариаций, однако сохраняет в неизменном виде свою социальную миссию. И сегодня даосcкие ритуалисты Тайваня обеспечивают, прежде всего и главным образом, нормальное функциониро­вание локального социального организма, его единство и его этнокультур­ную самоидентификацию.

Опубликован

2023-04-30

Выпуск

Раздел

Философы России о Китае и китайской философии

Как цитировать

[1]
2023. Тайваньский даосизм: вариативность форм и неизменность социальной миссии. Вопросы философии. 4 (Apr. 2023), 189–205. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-189-205.