Тайваньский даосизм: вариативность форм и неизменность социальной миссии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-189-205Ключевые слова:
Тайвань, даосизм, Школа Правильного единства, даосы при алтарях, немонашествующее духовенство, традиция Дао-фа, школа Линбао, социальные услуги, местные общины, субэтнические группы, этнокультурная идентичность, ритуалисты-экзорцисты, экзорцистская малая обрядность, медиумы-ясновидцы.Аннотация
Статья посвящена анализу социальной структуры тайваньского даосизма и его роли в жизни тайваньского общества. Появление даосизма на Тайване относится к середине XVII в., когда сюда прибывают первые переселенцы из областей Цюаньчжоу, Чжанчжоу и Чаочжоу, расположенных в южных прибрежных регионах материкового Китая. Вплоть до XX в. в тайваньском обществе были представлены исключительно даосы школы Правильного единства (Чжэнъи). Особенность ритуалистов школы Чжэнъи состоит в их тесной связи с местным сообществом, духовные запросы которого они обслуживают. Автор, опираясь на работы тайваньских исследователей и собственный опыт полевых изысканий на Тайване, рассматривает социальную историю тайваньского даосизма и дает характеристику его основным течениям. В статье рассматриваются особенности даосской традиции Дао-фа эр-мэнь, школы Линбао и школы Чаньхэ, а также социальная роль ритуалистов-экзорцистов, относящихся к «народному уровню» функционирования даосской традиции, и низовых ритуалистов-медиумов тун-ки. Как показывают результаты современных исследований, тайваньский даосизм имеет множество форм и исторических вариаций, однако сохраняет в неизменном виде свою социальную миссию. И сегодня даосcкие ритуалисты Тайваня обеспечивают, прежде всего и главным образом, нормальное функционирование локального социального организма, его единство и его этнокультурную самоидентификацию.