Кан Ю-вэй, буддизм и католицизм. Кан Ю-вэй. Путешествие в Италию. Римско-католическая доктрина (с приложенным рассуждением о том, почему учение Иисуса произошло от буддизма) / Пер. с кит. и прим. Д.Е. Мартынова
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-177-188Ключевые слова:
Кан Ю-вэй, монотеизм, христианство, буддизм, даосизм, моизм.Аннотация
В статье предлагается трактовка религиозного мировоззрения Кан Ю-вэя (1858–1927). Основу его взглядов составляло конфуцианство, с присущей этому учению ритуальной моделью религиозности; также Кан Ю-вэй изучал с философской точки зрения несколько направлений буддизма. В трактате «Путешествие в Италию» (1904 г.) Кан Ю-вэй предложил с позиций традиционной китайской книжности анализ современного ему католицизма, рассматриваемого преимущественно с политической точки зрения. Китайский мыслитель придерживался аксиологического релятивизма, с позиции которого считал равноценными любые учения, направленные на самосовершенствование человеческой личности и всего человеческого общества, хотя не одобрял аскетических практик. Сам Кан Ю-вэй также претендовал на роль основателя вероучения, хотя был индифферентен к ритуалу, и его система имела ярко выраженный философский характер. Ключевым понятием было Дао, в максимальной полноте открытое Будде и Конфуцию. Кан Ю-вэй считал примерно равноценными учения моизма, даосизма и раннего христианства, а католическую церковь и папство рассматривал как слепок с социально-политической системы Древнего Рима, которые были частными реализациями Дао в конкретных культурах и исторических условиях. Кан Ю-вэй утверждал, что важнейшие положения пифагорейства, иудаизма и раннего христианства имеют индийское происхождение и привнесены на Запад буддийскими проповедниками после завоеваний Александра Великого.