Идеология и реальность: историософский миф у П.А. Флоренского и Л.М. Леонова
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-44-47Ключевые слова:
П.А. Флоренский, Л. Леонов, историософия, идеология, «Имена», «Пирамида».Аннотация
В докладе рассматривается воздействие идеологии на историософию на примере работ П.А. Флоренского и Л.М. Леонова. Оба автора исследуют человека в условиях тотально идеологизированной социальной реальности как ее последствие. Но при этом приходят к тому, что метафизически и метафорически осмысленный опыт восприятия такого человека влияет и даже буквально переворачивает смыслообраз человека как предусловия этой реальности, то есть телеологически заряженного героя историософского мифа. Метаморфоза человека на фоне больших исторических катастроф и кажущихся исторически законными диктатур превращает героя историософского мифа в антигероя и этого антигероя – в новое и быть может последнее начало последнего мифа. Для обоих авторов современник – одновременно источник, продукт и жертва самогипноза, обретшего доктринально-религиозную форму идеологии. И если Флоренский переформатирует лишь национальный миф, оставляя в негативной историософии возможности для позитивной телеологии, то Леонов, как кажется, в негативной историософии мифа интернационального видит ее единственный истинный извод.