Идеология и война
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-40-43Ключевые слова:
идеология, дискурс, наука, религия, этика, эстетика, войнаАннотация
В статье исследуются дискурсивные средства выражения идеологий. Постулируется, что человек в условиях смены политической конъюнктуры
одновременно способен скрывать свои идеологические предпочтения, но находить средства для их выражения. Проводится различие между изменяемым под влиянием политической конъюнктуры употреблением рациональных конструктов и эмоционально окрашенной оценкой фактов. Утверждается, что идеология чаще передается через эмоционально выраженную коммуникацию. Вводятся понятия «квазинаука» и «квазирелигия», которые достраивают полноту идеологического дискурса в коммуникативном пространстве. Вводится формальный метод, позволяющий выявить четыре современные идеологии. Фиксируется, что главная цель идеологии – побудить к совместному социальному действию. Описываются условия, при которых происходит смена идеологических конструктов. Анализируются представления об идеологии современных российских политиков. Показывается, каким образом в течение года меняется идеологическое сопровождение специальной военной операции. Делаются выводы о зависимости представления о войне от социальной страты человека в современном российском обществе.