Cтратегия познания Гу Янь-у
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-3-207-217Ключевые слова:
история философии, теория познания, китайская философия, Гу Янь-у, конфуцианская традиция, неоконфуцианство, сунское учение, ицзинистикаАннотация
Статья посвящена взглядам на цели и задачи познания основоположника научно-критического направления в китайской философии Гу Янь-у (1613–1682). Эти взгляды, изначально связанные с военно-политическими проектами китайской элиты эпохи Мин, а потому отражающие стратегию борьбы за национальный суверенитет в период маньчжурского завоевания Китая, оказали серьезное влияние не только на конфуцианскую традицию последующих столетий, но и на современное китаеведение. Они формировались в условиях появления новых представлений о мире, связанных с проникновением европейских знаний и изобретений в Китай. Благодаря исследованию ключевых вопросов познания в эпоху крушения прежней китайской и возникновения новой маньчжурской официальной идеологии Гу Янь-у смог рационально объяснить эволюцию самой конфуцианской традиции. Его отказ от неоконфуцианства и поиск иных ориентиров интеллектуальной деятельности были производны от стремления сохранить конфуцианское наследие после гибели династии Мин. Прежняя неоконфуцианская установка на синтез и непротиворечивость знания, имеющая практическое приложение в устранении различий в описаниях явлений и событий, была
заменена установкой на анализ знания и проверку достоверности его источника, также подразумевающую проверку знания практикой. Гу Янь-у был первым, кто включил полевые исследования географических объектов в сочинения, посвященные стандартным для конфуцианства вопросам политической культуры и государственного управления. Основополагающей для критической теории познания Гу Янь-у является его мысль, что именно в ицзинистике конфуцианство формируется как философская традиция