Политическая философия в трактате «Кун-цзы цзя юй»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-3-184-193Аннотация
В статье исследуются ключевые аспекты политической философии, отраженные в конфуцианском трактате «Кун-цзы цзя юй» («Речи школы Конфуция»). Сущностью политической доктрины в нем является концепция управления страной на основании добродетели (дэ), при помощи закона (фа), которая предполагает наличие у политических лидеров высших форм нравственности; среди основных функций государства трактат указывает духовное наставление народа посредством воспитания в нем ритуальной благопристойности (ли) и утверждения норм культуры (вэнь). Характерной особенностью конфуцианской политики является то, что она представляет собой логическое завершение конфуцианской этики. Конфуцианская политическая доктрина является своего рода национальным этатизмом. Конечная цель, которую она перед собой ставит, – это гармоничное состояние
общества, понимаемое как возврат к древнему идеалу Великого единения (да тун), предполагающее в том числе и материальное благополучие народа (фэй). Достижение такого состояния возможно путем реализации благородными мужами (цзюнь-цзы) эффективной программы преобразования Поднебесной (тянься). В этой связи благородный муж понимается как этический образец для народа, кроме того, благородный муж с необходимостью обладает основной моральной константой политического лидера – человеколюбием (жэнь)