Преемственность поколений, магия и институт власти в истории раннего Китая
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-3-132-144Ключевые слова:
эволюция человека, символизм тела, культура, магия, гадательные практики, китайская философия, «Книга Перемен»Аннотация
Несомненно, возникновение культуры стало ключевым фактором эволюционного успеха человека. Однако богатство форм культурной деятельности, а также наличие явных и порой существенных различий между национальными культурами усложняет демаркацию культурных практик и естественного поведения. Это приводит к размыванию понятия культуры, позволяет спекулировать на понятии человеческой природы под лозунгами возвращения к естественности и снятия искусственных ограничений. Поэтому необходимо не только ясное понимание эволюционной преемственности человека и других живых существ, но и четкое определение сущностных отличий человеческого сознания и самоидентичности от их эволюционных предшественников. Авторы статьи продолжают междисциплинарное исследование сознания и объединяют его с данными антропологии, истории и философии китайской культуры, которая смогла сохранить непрерывную преемственность на протяжении более трех тысячелетий. Наиболее древние магические практики династии Шан демонстрируют прямую связь с формами доисторического поведения, в которых и следует искать основы формирования культуры. Слияние институтов магии и государственных институтов под началом рода Шан послужило источником регламентации и преобразования мистического миропонимания в систему более абстрактных философских понятий. Развитие и оформление данной системы в классических канонах династии Чжоу стало основой для формирования философии Перемен, в которой отражены наиболее фундаментальные принципы китайской культуры. Проведенное исследование позволяет на конкретном примере проследить историческое развитие культуры и сформулировать новые вопросы о сущности и будущем развития человека