В каком смысле можно говорить о национальной философии?

Авторы

  • Ли Хэ Исследовательский институт философии Академии общественных наук КНР, 5, Jianguomennei str., Beijing, 100732, China

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-3-81-91

Ключевые слова:

национальная философия, философская политика, «фило­софия» в формах единственного и множественного числа

Аннотация

В последние годы термин «национальная философия» стал весьма рас­пространенным в научных кругах. О «национальной философии» говорят в связи с задачей построения «суверенитета в сфере идей» и в странах, об­ретших независимость во второй половине XX в. и стремящихся укрепить свою национальную культурную идентичность, и в странах с долгой поли­тической историей, ищущих способ выстроить с позиций собственной страны картину истории философии не только как истории западной фило­софии. В статье предпринимается попытка прояснить, в каком смысле го­ворят о национальной философии. Проводится различие между понятием национальной философии в смысле политической науки и в смысле антро­пологии, а также показывается различие между значениями слова «филосо­фия» в формах единственного и множественного числа. Утверждается, что «национальная философия» по сути является термином философии и по­литики, и акцент в нем делается на «нации», а не на «философии». Кроме того, повышенное внимание, уделяемое понятию «национальная филосо­фия», является визитной карточкой интеллигенции некоторых стран дого­няющего развития. На вопрос «Есть ли у нас философия?» невозможно от­ветить изнутри самой философии; «национальная философия» – понятие одновременно необходимое и излишнее

Опубликован

2023-03-31

Выпуск

Раздел

Философы Китая о России и русской философии

Как цитировать

[1]
2023. В каком смысле можно говорить о национальной философии?. Вопросы философии. 3 (Mar. 2023), 81–91. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-3-81-91.