В каком смысле можно говорить о национальной философии?
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-3-81-91Ключевые слова:
национальная философия, философская политика, «философия» в формах единственного и множественного числаАннотация
В последние годы термин «национальная философия» стал весьма распространенным в научных кругах. О «национальной философии» говорят в связи с задачей построения «суверенитета в сфере идей» и в странах, обретших независимость во второй половине XX в. и стремящихся укрепить свою национальную культурную идентичность, и в странах с долгой политической историей, ищущих способ выстроить с позиций собственной страны картину истории философии не только как истории западной философии. В статье предпринимается попытка прояснить, в каком смысле говорят о национальной философии. Проводится различие между понятием национальной философии в смысле политической науки и в смысле антропологии, а также показывается различие между значениями слова «философия» в формах единственного и множественного числа. Утверждается, что «национальная философия» по сути является термином философии и политики, и акцент в нем делается на «нации», а не на «философии». Кроме того, повышенное внимание, уделяемое понятию «национальная философия», является визитной карточкой интеллигенции некоторых стран догоняющего развития. На вопрос «Есть ли у нас философия?» невозможно ответить изнутри самой философии; «национальная философия» – понятие одновременно необходимое и излишнее