О двух синтезах профессора С.С. Хоружего
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-3-9-20Ключевые слова:
русская религиозная философия, православное богословие, исихазм, антропология, синтез, С.С. ХоружийАннотация
Два направления в русской религиозной мысли – русская религиозная философия и православное богословие – долгое время развивались отдельно одно от другого. В своей истории они шли разными путями, у них разные судьбы, между ними не установились существенные связи, и синтеза их не произошло. Эта проблема стала предметом особого внимания российского философа, профессора С.С. Хоружего. Уловив философское значение исихастского поворота в православном богословии, С.С. Хоружий перенес его в философию. Совершив три поворота – исихастский, антропологический и феноменологический, – С.С. Хоружий осуществил синтез в русской религиозной мысли на пути реконструкции исихастской антропологии. А создав собственную антропологическую концепцию – синергийную антропологию, С.С. Хоружий тем самым совершил синтез философии и религии на современном этапе их развития. С.С. Хоружий различает три вида предельных человеческих проявлений и три способа размыкания, открытия себя Другому: онтологическое, онтическое и виртуальное. Их описание составляет основу синергийной антропологии. Выходя за рамки антропологии в устоявшемся смысле слова, синергийная антропология, разработанная С.С. Хоружим, выходит и за рамки философии. Возникшая на основе православия, эта дисциплина выходит также за рамки христианства и может стать тем центром, вокруг которого объединятся все дисциплины современного гуманитарного знания.