Существовала ли вавилонская философия?

Авторы

  • В.В. Емельянов Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 199034, Университетская наб., д. 7/9.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-2-177-189

Ключевые слова:

древняя Месопотамия, М. ван де Мироп, «вавилонская философия», философское высказывание.

Аннотация

В статье подвергается критике теория ассириолога М. ван де Миропа о су­ществовании вавилонской философии, изложенная в его монографии и раз­вернутых тезисах. Подробно цитируется и разбирается каждый тезис этой теории. Определяются отличия философского высказывания и философско­го мировоззрения от религиозных и научных высказываний народов древ­ней Месопотамии. Установлено, что философское высказывание может быть только авторским и обязательно подвергается критике со стороны дру­гих авторов. В философском рассуждении о мироздании обязательным яв­ляется принцип непосессивности всеобщего. Мироздание понимается фи­лософами как единство всего сущего. В то же время мироздание мыслится состоящим из первоэлементов. В философском мышлении есть иерархия категорий, представление о первоначале, о пределе и о беспредельном. В отличие от философов, авторы текстов на шумерском и аккадском языках были безымянными, не цитировали и не критиковали друг друга. В их рас­суждениях всеобщее всегда связано с принадлежностью множества ве­щей одному субъекту, а мировой порядок понимается исключительно как власть. Мироздание предстает в шумеро-аккадских текстах как множество обладаемых вещей. Клинописные тексты до V в. до н.э. не знают представ­лений о первоэлементах. В них отсутствуют логические определения и це­почки логических рассуждений, иерархия категорий, представление о пер­воначале, о пределе и о беспредельном. Таким образом, построения жрецов и ученых древней Месопотамии, с нашей точки зрения, нельзя назвать фи­лософскими текстами.

Опубликован

2023-02-28

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2023. Существовала ли вавилонская философия?. Вопросы философии. 2 (Feb. 2023), 177–189. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-2-177-189.