Раммохан Рай и Петр Чаадаев: философская мысль в диалоге Запада и Востока
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-2-143-154Ключевые слова:
Индийская философия Нового времени, Раммохан Рай, русская философия Нового времени, П.Я. Чаадаев, диалог Востока и Запада, философия самообретения, понимание Запада.Аннотация
В статье представлено сравнительное исследование философской мысли Раммохана Рая и П.Я. Чаадаева. В контексте взаимодействия Востока и Запада в Новое время оба философа стали инициаторами открытия и познания себя Индией и Россией. На основе сопоставления трудов индийского и русского философов их мысль описана как особая «философия самообретения» для их обществ в обстоятельствах диалога Запада и Востока. Она формируется благодаря размышлению о причинах кризиса в их обществах и возможностях его преодоления. Философия самообретения включает два уровня, первый – религиозно-философский, на котором бытие индийского и российского обществ соотносится cо всеобщим Абсолютом (то есть выстраивается духовная вертикаль). Увиденные с универсалистской позиции, духовные традиции мыслителей (ведантизм у Р. Рая, христианство у П.Я. Чаадаева) помогли создать реалистическое знание о социальной жизни и путях развития в Индии и в России. На социально-философском уровне мыслители создают прецедент объективного понимания Запада для выяснения подлинных причин отставания своих обществ и перспектив их усовершенствования в современности.