Раммохан Рай и Петр Чаадаев: философы на перекрестке культур Запада и Востока
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-1-186-197Ключевые слова:
Индийская философия Нового времени, Русская философия Нового времени, кросс-культурные философы, Раммохан Рай, П.Я. Чаадаев, диалог Востока и Запада, парадигма социально-философского мышления, универсалистский подход, понимание ДругогоАннотация
Индиец Раммохан Рай и русский Петр Чаадаев сопоставляются как кросс-культурные философы в социальной философии Нового времени. Находясь на пересечении Востока и Запада, они демонстрируют особое сходство мировоззрений и парадигм мышления. На основе компаративного анализа экзистенциальных обстоятельств и текстов философов автор описывает их как «проблематичных мыслителей» (М. Бубер), которые возмущают спокойствие своих обществ, обозначают проблемные поля социальной мысли и философии в эпоху модернизации и создают основы понимания себя российским и индийским обществами. В статье предложено условное описание парадигмы мышления Р. Рая и П. Чаадаева. В основу парадигмы
положен универсалистский подход, позволяющий искать единство и всеобщность в природном и человеческом мире. Это единство открывается через соотнесение своей социальной реальности с Другим (эту роль играет Запад). Проблемы поднимаются и решаются в особой траектории «Понимание Другого – осмысление Своего – создание проекта восточно-западного синтеза». Благодаря парадигме и поднятым темам Р. Рай и П. Чаадаев создали эпохи в истории мысли и культуры соответственно Индии и России.