Сотериология индуистской тантрической садханы Часть I
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-1-151-160Ключевые слова:
индуистский тантризм, сотериология, садхана, правритти и нивриттиАннотация
В статье рассматриваются ключевые аспекты тантрической практики (садхана), имеющие отношение к сотериологической проблематике. Садхана устремлена к сиддхи как к идеальной реализации; высшим сиддхи считается освобождение (мокша). Допустимо выделять два взаимосвязанных аспекта садханы – узкую (специализированную) и широкую (совпадающую со всем образом жизни последователя). Тантрическая садхана позиционирует себя как высокоэффективный инструмент совершенствования человека в эпоху кали-юги. Обращаясь ко всем людям, тантра в то же время требует соблюдения тайны практики. Ведя как бы «двойную жизнь», ряд тантрических традиций (шривидья) адаптируются к запросам ортодоксального индуистского общества. Тантрические произведения порой сообщают о «легкости» духовного пути, что означает обретение высшего идеала в течение земной жизни практикующего, но не означает легкости самих тантрических процедур. В целом индуистский тантризм соглашается с общеиндийской сотериологией в том, что садхана является «возвратным» (нивритти) процессом, который сопровождается возрастанием целостного восприятия действительности. Тем не менее в тантризме нивритти и правритти (развертывание) тесно связаны друг с другом, поскольку представляют собой разные фазы «игры» Шакти (Б.К. Маджумдар), понимаемой также как божественная вибрация-спанда. В зависимости от уровня своего развития садхака занимается упражнениями либо в духе нивритти, либо правритти. Эффективность правритти на завершающих уровнях пути обращается против самого же правритти. Вариативность методов тантризма и этические нормативы коррелируют с уровнем сознания практикующего. Стадия нивритти как бы моделирует предельное состояние, достигаемое тантристом после окончания духовного пути.