Проблема смысла смерти в эпосе Дж.Р.Р. Толкина «Властелин колец» Часть I. Издание «Властелина колец» и его исторические обстоятельства
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-1-63-71Аннотация
В статье рассматривается тема смерти в трилогии Толкина «Властелин колец», которую как сам автор, так и многочисленные исследователи его творчества признавали ключевой для понимания всего религиозно-философского содержания этого произведения. Данная тема анализируется в статье в рамках семантической оппозиции, сформулированной понятиями «бытия к смерти» и «бегства от смерти». В статье предпринимается попытка сравнения того, как раскрывается тема смерти в новом литературном жанре, появившемся во время и вскоре после Второй мировой войны, – авторской сказке (предназначенной прежде всего для взрослых) – и того, как эта тема присутствует в концепциях послевоенного экзистенциализма, прежде всего у Сартра и Хайдеггера. В качестве методологии для данного сравнения привлекается теория П. Рикёра, согласно которой как литературу, так и философию можно рассматривать в качестве различных и отчасти противоположных стратегий «приручения времени» (превращения его в человеческое время, время культуры). В контексте данной теории в статье анализируется и другая, связанная с первой проблема, а именно проблема взаимовлияния «реального мира» человеческой истории и «вымышленного мира» литературного произведения. В статье подтверждается высказанная Рикёром мысль о том, что масштабные события истории могут отражаться в литературном произведении опосредованно (через усложнение пространственно-временной структуры, образующей художественный мир произведения). В частности, такие события, как мировые войны, остро ставящие вопрос о смысле истории и смысле человеческой жизни, могут находить свою интерпретацию в литературных произведениях, «воссоздающих» собственными нарративными средствами пространство жизни и смысла – как в отношении индивида, так и мира в целом.