Идеология в России времени постмодерна
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-1-10-14Ключевые слова:
идеология, постмодерн, очевидное/неочевидное, система идей, система институтов, идеология теневаяАннотация
В строгих текстах общая риторика «прошлого и настоящего» может приобретать те или иные конкретные смыслы. Их выбор определяется историческим размером событий и временных интервалов. В нашем случае речь может идти о максимальных дистанциях, вплоть до идеологий постсовременности и даже поисков выхода из постмодерна в гипотетическую перспективу Сверхнового времени. Если в большой истории цивилизации Модерн считается временем идеологий, то Россия оказалась еще и глобально избранным местом практической и силовой реализации тотальных мегапроектов. Эти сверхкрупные и показательные «произведения идеологического» ввели Советскую Россию в категорию, если не в лидеры, всего жизнеустроительного пафоса Нового времени и Высокого Модерна в особенности. Российский парадокс – безоговорочное торжество марксизма как именно государственного, институционально оформленного мировоззрения, но основанного на абсолютной критике идеологического. Эти особенности требуют последовательного различения идеологии как системы идей и системы институтов. Подобно конституированию политики Карлом Шмиттом через бинарную оппозицию «друг – враг», идеология конституируется в оппозиции «вера – знание», в спектре между «почти религией» и «около философией». Если задача философии – вскрытие неочевидности якобы очевидного, то миссия идеологии – ручное или массовое производство «очевидности». Преодоление узкополитического редукционизма открывает идеологию в ее предельном расширении, различает системы идей и системы институтов, а также форматы идеологии теневой, латентной, диффузной, проникающей и т.п.