Спонтанно-образная память в творчестве Анри Бергсона и в суфизме (сравнительный анализ)

Авторы

  • Г.Т. Кабулниязова Национальный Университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, Республика Узбекистан, Ташкент, 100095, ул. Университетская, д. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-12-159-167

Ключевые слова:

материя, образ, дух, сознание, психические и физиологи­ческие процессы, теория латоиф

Аннотация

В работе «Материя и память» А. Бергсон утверждает наличие двух форм памяти: механической, основанной на повторении, и спонтанно-образной, в которой проявляется деятельность духа. Подобные мысли о связи образ­ной памяти с деятельностью духа высказывали в свое время выдающийся среднеазиатский мыслитель, основоположник суфийского тариката На­жмиддин Кубро и персидский поэт-мистик Джалаледдин Руми. По мнению Кубро, спонтанно-образная память находится в глубине духовного сердца человека и путь к ней достигается через различные духовные состояния, которые для внутреннего зрения имеют различные цвета, эти цвета симво­лизируют уровни духовного развития и называются в учении Кубро словом латоиф. На высшей стадии духовного развития для ищущего открывается сокровищница памяти, где хранятся прекрасные образы, которые были ис­точником вдохновения для поэтов; также эта память обладает огромной психической силой, с помощью которой дух активно действует. Он матери­ализует образы, благодаря спонтанно-образной памяти происходит соеди­нение материи и духа. Духовная любовь и интуиция помогают ищущему пройти через различные стадии духовной эволюции и достичь сокровищ­ницы спонтанно-образной памяти.

Опубликован

2022-12-31 — Обновлена 2025-02-07

Версии

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2025. Спонтанно-образная память в творчестве Анри Бергсона и в суфизме (сравнительный анализ). Вопросы философии. 12 (Feb. 2025), 159–167. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-12-159-167.