Спонтанно-образная память в творчестве Анри Бергсона и в суфизме (сравнительный анализ)

  • Г.Т. Кабулниязова Национальный Университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, Республика Узбекистан, Ташкент, 100095, ул. Университетская, д. 4.
Ключевые слова: материя, образ, дух, сознание, психические и физиологи­ческие процессы, теория латоиф

Аннотация

В работе «Материя и память» А. Бергсон утверждает наличие двух форм памяти: механической, основанной на повторении, и спонтанно-образной, в которой проявляется деятельность духа. Подобные мысли о связи образ­ной памяти с деятельностью духа высказывали в свое время выдающийся среднеазиатский мыслитель, основоположник суфийского тариката На­жмиддин Кубро и персидский поэт-мистик Джалаледдин Руми. По мнению Кубро, спонтанно-образная память находится в глубине духовного сердца человека и путь к ней достигается через различные духовные состояния, которые для внутреннего зрения имеют различные цвета, эти цвета симво­лизируют уровни духовного развития и называются в учении Кубро словом латоиф. На высшей стадии духовного развития для ищущего открывается сокровищница памяти, где хранятся прекрасные образы, которые были ис­точником вдохновения для поэтов; также эта память обладает огромной психической силой, с помощью которой дух активно действует. Он матери­ализует образы, благодаря спонтанно-образной памяти происходит соеди­нение материи и духа. Духовная любовь и интуиция помогают ищущему пройти через различные стадии духовной эволюции и достичь сокровищ­ницы спонтанно-образной памяти.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2022-12-31
Как цитировать
Кабулниязова Г. . Спонтанно-образная память в творчестве Анри Бергсона и в суфизме (сравнительный анализ) // Вопросы философии. 2022. Т. № 12. С. 159–167.
Выпуск
Раздел
История философии