Эссе Бродского «Дань Марку Аврелию» как богословско-политический трактат

Авторы

  • А.Б. Ковельман Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-11-143-155

Ключевые слова:

Шестов, Бродский, Спиноза, Юм, Лоуренс.

Аннотация

Треугольник «Шестов – Бродский – Спиноза» отразил философскую пери­петию двадцатого столетия – катастрофу и возрождение критического ра­зума. В двух эссе – «Состояние, которое мы называем изгнанием» (1986 г.) и «Профиль Клио» (1993 г.) – Бродский, следуя Шестову, критиковал пан­логизм Спинозы, представлявший человека бессильным звеном в цепи при­чин и следствий, отрицавший свободу воли и случайность в любом виде. Напротив, в эссе «Дань Марку Аврелию» (1994 г.) Бродский защищал авто­номную мораль Спинозы от иудео-христианской этики Шестова. В отличие от Шестова, поэт не верил в «пристрастность» Бога, в Его способность и желание спасать тех, кто воззвал к Нему из бездны. Христианской любви и преданности он предпочитал стоическую отстраненность и беспристраст­ность, отказ присоединяться к какой-либо группе, конфессии или доктрине. С его точки зрения, «история есть домен пристрастных», но «не история определяет, что есть благо». В этой своей оппозиции «пристрастности» или «партийности» поэт, по сути дела, следовал логике «Богословско-политиче­ского трактата».

Опубликован

2022-11-30

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2022. Эссе Бродского «Дань Марку Аврелию» как богословско-политический трактат. Вопросы философии. 11 (Nov. 2022), 143–155. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-11-143-155.