Проблемы времени и истории в книге Ниситани Кэйдзи «Что такое религия?»

  • Л.Б. Карелова Институт философии РАН, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
Ключевые слова: Ниситани Кэйдзи, время, история, пустота, экзистенция, взаимозависимость, причинность, сансара, нирвана.

Аннотация

Проблемы понимания времени и истории приобретают особую значимость в переломные моменты развития человеческого общества, каковым можно считать начало ХХI в. В меняющемся мире важно принимать во внимание представления о времени и истории, возникшие в различных культурно-ци­вилизационных ареалах. В статье анализируется попытка японского фило­софа, принадлежащего к Киотоской школе, сформулировать современную концепцию истории, исходящую из буддийского понимания мира и време­ни. В отличие от других религиозно-философских традиций буддийская мысль практически не касалась тем, связанных с историей. На примере фи­лософии Ниситани автор пытается продемонстрировать специфику совре­менного буддийского подхода к осмыслению времени и истории и опреде­лить его эвристический потенциал. В связи с тем, что сегодня превалирует нарративный взгляд на историю, привносящий в понимание истории цен­ностную составляющую, что превращает историю в поле идеологической борьбы, анализ альтернативных подходов к истории, возникших в том чис­ле в незападной мысли и отражающих ее сложность и нелинейность, пред­ставляется заслуживающим внимания. Онтологизированная модель истории, предлагаемая Ниситани, ставит новые проблемы и тем самым открывает новые ракурсы рассмотрения времени и истории, такие как взаимосвязь времени, истории и причинности, истории и пространства, определения субъекта истории и роли воли в истории, рассмотрение истории как дина­мической сети со множеством центров и горизонтов, уяснение соотноше­ния прошлого, настоящего и будущего в истории.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2022-11-30
Как цитировать
Карелова Л. Проблемы времени и истории в книге Ниситани Кэйдзи «Что такое религия?» // Вопросы философии. 2022. Т. № 11. С. 164–176.
Выпуск
Раздел
Философская мысль Японии