Психологическая концепция типов научной рациональности Часть 2. Развитие научного знания
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-11-34-44Ключевые слова:
эпистемология, научная рациональность, научное знание, теория самодетерминации, реализм, конструктивизм, идеальный объект.Аннотация
В первой части статьи было показано, что тип научной рациональности конкретной теории определяется содержательными особенностями используемых идеальных объектов. В зависимости от вклада в их содержание двух составляющих – элементов чувственного опыта и «свободного вымысла» исследователя – предлагается различать восемь типов рациональности. Во второй части статьи развиваются положения психологической концепции типов научной рациональности, разработанной с опорой на конструктивистскую версию теории самодетерминации – предпринята попытка проследить основные тенденции исторической смены типов рациональности в истории науки, а также выделить психологические регуляторы создания конкретным исследователем нового научного знания, в частности, предполагающего переход к иному типу научной рациональности. Приводится краткий анализ смены типов рациональности в истории естественно-научного и социогуманитарного знания. Показано, что смена типов рациональности носит нелинейный характер и предполагает одновременное сосуществование в рамках одной науки как минимум нескольких типов. При этом тип рациональности, разделяемый конкретным исследователем, определяет его индивидуальные взгляды на допустимость такого сосуществования. В рамках конструктивистской версии теории самодетерминации проанализированы также психологические регуляторы формирования и конкуренции научного знания – различные виды эмоционально заряженных образов, создаваемых психикой человека. Выделены психологические регуляторы перехода исследователя к новому для конкретной научной области типу научной рациональности.
Опубликован
Версии
- 2025-02-07 (2)
- 2022-11-30 (1)