Причастная автономия. К вопросу о «диалогизме» М.М. Бахтина
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-11-12-23Ключевые слова:
«конец Нового времени», первая философия, причастная автономия, диалогический принцип, новое мышление, другой, другость, «сфера-между», бытие-событиеАннотация
Статья посвящена трем взаимосвязанным проблемам. Во-первых, сделана попытка прояснить обстоятельства и причины утраты интереса к так называемому диалогизму М.М. Бахтина, в России и на Западе, после «конца Нового времени» в прошлом столетии. Во-вторых, социокультурная и научно-гуманитарная ситуация в XXI в. дает возможность снова и по-новому поставить старый вопрос бахтиноведческих исследований: «Откуда взялся Бахтин?», акцентируя при этом собственно философские истоки бахтинской мысли. В-третьих, наконец, заметное смещение внимания исследователей от более поздних работ М.М. Бахтина к ранним (программным) текстам (1919–1924) позволяет лучше понять исходную и ведущую идею бахтинского авторства с опорой на концепт «причастной автономии – или автономной причастности», причем в двойной перспективе: с точки зрения внутреннего единства научно-философского творчества Бахтина и с точки зрения того, каким образом его замысел «участного мышления» участвовал в экзистенциально-диалогическом повороте к «новому мышлению» 1920-х годов на Западе. В этом событии трансформации «первой философии» М. Бахтин участвовал как русский мыслитель, «причастно» своим европейским современникам и одновременно «автономно».
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-07 (2)
- 2022-11-30 (1)