Переосмысляя Единое: А.Ф. Лосев и европейская генология ХХ в.
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-10-76-85Ключевые слова:
генология, Единое, единое-многое, А.Ф. Лосев, постмодернизм, Э. Виллер, неоплатонизм, платонизм, метафизика, постметафизическое мышление, Р. ШюрманнАннотация
Осмысление античного понятия «Единое» породило в современной философии самостоятельное интеллектуальное течение – генологию. В русской философии ХХ в. внимание к ней более других проявилось у А.Ф. Лосева, относившего ее к фундаментальным понятиям философского знания. В статье анализируется актуальность генологии, обращается внимание на ее значение для современной онтологии и состояния метафизики в целом. Отмечается, что дискуссия о Едином выстраивается вокруг одного аспекта – кризиса метафизического мышления и путей выхода из него и разворачивается вокруг одного из основных прародителей концепции – фигуры Платона – и вокруг платонической философии, но идет разными путями. Отмечается, что, с одной стороны, апологеты Единого находят в платонизме новое и ценное для обоснования позиции о невозможности отказа от метафизики – апофатическую генологию. С другой – постмодернисты находят в Платоне оплот статичного абстрактного идеализма и апологии иерархического видения мира, следовательно, определяют нежизнеспособность «Единого» как понятия, оправдывающего тоталитарные мифологемы. Показано, что, в свою очередь, и среди сторонников генологии не во всем есть единство. Делается вывод, что системы генологов в ХХ в. объединены вниманием к онтологии, но разнятся выводами: ряд авторов склонны понимать Единое только как структурно неразличимое апофатическое понятие, иные, следуя традиции христианской метафизики, напротив, как предполагающую сложную систему апофатико-катафатического характера. Генология, таким образом, объединяет в своем диалоге европейскую и отечественную мысль, метафизическую и постметафизическую, возвращая мыслителей ХХ в. к размышлению об основаниях бытия.