Это устаревшая версия, которая была опубликована 2022-09-30. Прочтите самую последнюю версию.

Восприятие романа «Бесы» Ф.М. Достоевского в советской культуре и литературной критике в 1920-е годы

Авторы

  • Ю.В. Пущаев Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, 119991, Ленинские горы, д. 1; Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН), Москва, 117997, Нахимовский просп., д. 51/21; Москва, 117218, ул. Кржижановского, д. 15, корп. 2.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-9-150-160

Ключевые слова:

Достоевский, роман «Бесы», революция, С.Г. Нечаев, нечаевщина, революционное движение, А.В. Луначарский, В.Ф. Перевер­зев, К.Н. Леонтьев.

Аннотация

Эволюцию советской идеологии и культуры вполне можно проследить через призму восприятия ею романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: каждому новому этапу советской истории соответствует свое отношение к этому полемическому и политизированному роману Достоевского. Так и исто­рию советской культуры и идеологии в довоенные 1920–1930-е гг. – от от­носительного плюрализма (в марксистских, конечно, пределах и рамках) до жесткого сталинского канона – можно проследить по этому критерию. В 1920-е гг. еще имеет место относительно свободная дискуссия литерату­роведов и историков относительно разных аспектов этого романа. В этом смысле можно отметить дискуссию В.П. Полонского и Л.П. Гроссмана, высказывания о романе первого наркома просвещения А.В. Луначарского и одного из основоположников советского литературоведения В.Ф. Пере­верзева. Последний в статье «Достоевский и революция» подчеркивает ре­волюционный компонент творчества Достоевского, когда он как бы чуть ли не берется в союзники революции. Причем делается это на весьма спорном основании – на материале именно его антиреволюционного и ан­тинигилистического романа «Бесы». Переверзев в этом контексте переоце­нивает даже фигуру Петра Верховенского, осмысливая его образ отчасти в позитивном ключе. Также статья Переверзева, помимо прочего, интерес­на еще и тем, что она является одним из выразительных примеров общей тенденции первых послереволюционных лет, заключающейся в попытках определенной переоценки в положительную сторону образа С.Г. Нечаева как настоящего революционера и даже предшественника большевиков.

Опубликован

2022-09-30

Версии

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2022. Восприятие романа «Бесы» Ф.М. Достоевского в советской культуре и литературной критике в 1920-е годы. Вопросы философии. 9 (Sep. 2022), 150–160. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-9-150-160.