Лукиан, модернизм и интертекстуальность. К прагматической теории культуры
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-8-115-124Ключевые слова:
Лукиан, литература и философия Древней Греции и Рима, прагматизм, модернизм, мениппея, интертекстуальность, перформанс, теория современного искусстваАннотация
Статья посвящена проблематике модернистских и прагматических дискурсов в творчестве древнегреческого писателя II века н.э. Лукиана из Самосаты. Его произведение «О смерти Перегрина» помещается в концептуальное поле «Теории авангарда» Ренато Поджоли, в терминологическом отношении близкой концепции мениппеи М.М. Бахтина. Античный модернизм и прагматизм анализируются в связи с новоевропейской интеллектуальной историей и общей теорией культуры. Автор приходит к выводу о необходимости разделения в творчестве Лукиана элементов модернистской эстетики и прагматической теории. Кроме того, автор настаивает на выделения двух собственно модернистских дискурсов, конкурирующих у Лукиана (и соответствующей классификации коннотаций): примитивистского (популистского) и интеллектуалистского (элитарного). Философский инструментализм у Лукиана становится идеальным фоном для коллажной (интертекстуальной) эстетики новизны и шока, автономизации эстетической сферы. В то же время отказ от онтологизма и метафизики у Лукиана приводит к ситуации рассмотрения художественных, политических и философских проблем в рамках своеобразной единой медиатеории, что также предвосхищает современные концептуальные подходы.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-07 (2)
- 2022-08-31 (1)