Лукиан, модернизм и интертекстуальность. К прагматической теории культуры

Авторы

  • А.В. Рыков Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, 199034, Университетская наб., д. 7–9.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-8-115-124

Ключевые слова:

Лукиан, литература и философия Древней Греции и Рима, прагматизм, модернизм, мениппея, интертекстуальность, перформанс, тео­рия современного искусства

Аннотация

Статья посвящена проблематике модернистских и прагматических дискур­сов в творчестве древнегреческого писателя II века н.э. Лукиана из Самоса­ты. Его произведение «О смерти Перегрина» помещается в концептуальное поле «Теории авангарда» Ренато Поджоли, в терминологическом отноше­нии близкой концепции мениппеи М.М. Бахтина. Античный модернизм и прагматизм анализируются в связи с новоевропейской интеллектуальной историей и общей теорией культуры. Автор приходит к выводу о необходи­мости разделения в творчестве Лукиана элементов модернистской эстетики и прагматической теории. Кроме того, автор настаивает на выделения двух собственно модернистских дискурсов, конкурирующих у Лукиана (и соот­ветствующей классификации коннотаций): примитивистского (популист­ского) и интеллектуалистского (элитарного). Философский инструментализм у Лукиана становится идеальным фоном для коллажной (интертекстуаль­ной) эстетики новизны и шока, автономизации эстетической сферы. В то же время отказ от онтологизма и метафизики у Лукиана приводит к ситуа­ции рассмотрения художественных, политических и философских проблем в рамках своеобразной единой медиатеории, что также предвосхищает со­временные концептуальные подходы.

Опубликован

2022-08-31

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2022. Лукиан, модернизм и интертекстуальность. К прагматической теории культуры. Вопросы философии. 8 (Aug. 2022), 115–124. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-8-115-124.