«Лучшее в поэзии – ложь»: Песнь песней в еврейской философско-теологической мысли Средневековья в свете подхода арабских аристотеликов к поэтике
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-184-198Ключевые слова:
Песнь песней, поэтика, поэтический силлогизм, арабские аристотелики, Маймонид, Моше Ибн-Тиббон, негативная теологияАннотация
В статье рассматривается вопрос о том, каким образом еврейские аристотелики, последователи Маймонида, совмещали исключительный статус Песни песней с представлением о ложности поэзии. Согласно арабским комментаторам Аристотеля, поэтика – часть логического органона. При этом поэтические силлогизмы основываются на заведомо ложных посылках и правилах вывода и, стало быть, поэтический дискурс является низшим в иерархии логического корпуса. Вместе с тем известна следующая талмудическая максима: «Если все Писание свято, то Песнь песней – Святая святых». Таким
образом, перед еврейскими теологами, усвоившими подход арабских аристотеликов к поэтике, стояла сложная задача: как объяснить высочайший статус Песни песней в библейском каноне, если эта книга написана языком лжи? В произведениях средневековых еврейских теологов мы не находим ясно сформулированного решения данной проблемы, что, возможно, объясняется тем, что Песнь песней часто связывалась с не подлежащей разглашению эзотерической тематикой. В статье описан спектр мнений средневековых еврейских мыслителей о роли поэтической речи в Песни песней, а также приведен обзор попыток исследователей сформулировать решение вышеуказанной проблемы. В результате анализа ряда текстов средневековых еврейских комментаторов предложен не встречающийся в исследовательской литературе ответ на вопрос о совмещении высокого статуса Песни песней с заведомой ложностью поэтического дискурса. Согласно нашему прочтению комментария Моше Ибн-Тиббона к Песни песней, ложный язык поэзии помогает избежать иллюзии постижения там, где позитивно сформулированное знание невозможно
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-07-31 (1)