«Лучшее в поэзии – ложь»: Песнь песней в еврейской философско-теологической мысли Средневековья в свете подхода арабских аристотеликов к поэтике

Авторы

  • У. Гершович Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, 199034, Менделеевская линия, д. 5.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-184-198

Ключевые слова:

Песнь песней, поэтика, поэтический силлогизм, арабские аристотелики, Маймонид, Моше Ибн-Тиббон, негативная теология

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о том, каким образом еврейские аристоте­лики, последователи Маймонида, совмещали исключительный статус Песни песней с представлением о ложности поэзии. Согласно арабским коммента­торам Аристотеля, поэтика – часть логического органона. При этом поэтиче­ские силлогизмы основываются на заведомо ложных посылках и правилах вывода и, стало быть, поэтический дискурс является низшим в иерархии ло­гического корпуса. Вместе с тем известна следующая талмудическая мак­сима: «Если все Писание свято, то Песнь песней – Святая святых». Таким
образом, перед еврейскими теологами, усвоившими подход арабских аристо­теликов к поэтике, стояла сложная задача: как объяснить высочайший статус Песни песней в библейском каноне, если эта книга написана языком лжи? В произведениях средневековых еврейских теологов мы не находим ясно сформулированного решения данной проблемы, что, возможно, объясняется тем, что Песнь песней часто связывалась с не подлежащей разглашению эзо­терической тематикой. В статье описан спектр мнений средневековых еврей­ских мыслителей о роли поэтической речи в Песни песней, а также приведен обзор попыток исследователей сформулировать решение вышеуказанной проблемы. В результате анализа ряда текстов средневековых еврейских ком­ментаторов предложен не встречающийся в исследовательской литературе ответ на вопрос о совмещении высокого статуса Песни песней с заведомой ложностью поэтического дискурса. Согласно нашему прочтению коммента­рия Моше Ибн-Тиббона к Песни песней, ложный язык поэзии помогает избе­жать иллюзии постижения там, где позитивно сформулированное знание невозможно

Опубликован

2022-07-31 — Обновлена 2025-02-06

Версии

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2025. «Лучшее в поэзии – ложь»: Песнь песней в еврейской философско-теологической мысли Средневековья в свете подхода арабских аристотеликов к поэтике. Вопросы философии. 7 (Feb. 2025), 184–198. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-184-198.