Аврелий Августин и аристотелевская концепция времени

Авторы

  • А.Р. Фокин Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-168-183

Ключевые слова:

Аврелий Августин, Аристотель, античная философия, христианство, патристика, онтология, космология, пространство, время, вечность, континуум, неделимое, душа, восприятие, измерение

Аннотация

Статья посвящена сопоставлению учения о времени у Аристотеля и Авре­лия Августина. Исходя из того, что у Августина было две базовые взаимо­дополняющие концепции времени – субъективно-психологическая и объек­тивно-физическая, – автор последовательно рассматривает четыре пункта, в которых учение Августина о времени соприкасается с учением Аристо­теля: во-первых, понятие о времени как числе или мере движения вещей
в отношении предшествующего и последующего; во-вторых, текучесть вре­мени и неуловимость его моментов («парадоксы времени»); в-третьих, представление о времени как бесконечно делимом континууме, в котором момент «теперь» является границей времени и единицей его измерения;
в-четвертых, роль познающей души в восприятии и измерении времени. Автор демонстрирует, что, несмотря на широко распространенное мнение о преобладании неоплатонического влияния на мысль Августина, его уче­ние о времени в своих базовых принципах восходит к Аристотелю. В конце статьи указываются основные различия во взглядах на феномен времени у Августина и Аристотеля.

Опубликован

2022-07-31 — Обновлена 2025-02-06

Версии

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2025. Аврелий Августин и аристотелевская концепция времени. Вопросы философии. 7 (Feb. 2025), 168–183. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-168-183.