Проблемы историософии в свете философии Мераба Мамардашвили
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-157-167Ключевые слова:
Мамардашвили, бытие, история, сознание, цивилизация, дискретностьАннотация
В статье идет речь о возможностях, которые открываются для историософии при знакомстве с идеями о сознании, бытии и цивилизации М.К. Мамардашвили. Мыслитель полагал, что социальные формы не могут покоиться на законах природы. Мы не в состоянии понять социальность, ее законы и судьбы, если не будем рассматривать ее в свете таких предельных понятий, как самосозидающееся человечество. По Мамардашвили, человек – это двойственное природно-духовное существо, способное подниматься над миром и преодолевать его имманентное зло, но могущее и не делать этого. Всё зависит от его доброй воли, и поэтому будущее неопределенно и вероятностно. Жизнь отдельного индивида и общества можно рассматривать как перемежающиеся моменты исторического бытия, когда зло преодолевается, и как периоды лишь подобия истории, когда оно сохраняется или приумножается. Идея парадоксальной прерывистости (дискретности) истории свидетельствует, таким образом, о ее вероятностном характере и против представления о предопределенности всеохватывающего прогресса. Конкретизируя мысль Мамардашвили, можно уточнить, как идет история, как процесс рождения «второй Вселенной» – «рукотворного» космоса, противостоящего природному хаосу, процесс, привносящий в эволюцию специфически человеческое качество. Г.С. Киселев предлагает рассматривать возникновение западной цивилизации как «вспышку» исторического бытия, во многом определившую облик современного мира. При этом он обращает внимание на признаки ее деградации.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-07-31 (1)