«Мы оба учились у Густава, пророка Эдмунда на Руси». Александр Реформатский и Роман Якобсон о живом языке и внутренней речи

Авторы

  • Т.Г. Щедрина Институт социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Москва, 119435, ул. Малая Пироговская, д. 1; Академия Кантиана, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, 236016, ул. А. Невского, д. 14.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-128-138

Ключевые слова:

русская философия, лингвистика, фонология, Густав Шпет, Роман Якобсон, Александр Реформатский, структурализм, семиотика, внутренняя форма, внутренняя речь, язык.

Аннотация

В статье осмысливаются философские истоки семиотических и структура­листских идей, которые развивались в лингвистике 1960-х гг. и не потеряли своего значения для развития современного гуманитарного знания. Обра­щение к ним имеет не просто историко-научное значение. Они возвращают нас к сюжетам, которые важны для актуализации русской философской мысли ХХ в. А.А. Реформатский и Р.О. Якобсон учились у Г.Г. Шпета, об­щались с ним в различных философских и научных сообществах. Автор прослеживает, каким образом шпетовские феноменолого-герменевтические построения оказали влияние на фонологические исследования Реформат­ского и коммуникативную лингвистическую концепцию Р. Якобсона. Влия­ние Шпета на Якобсона уже исследовалось в историко-философской лите­ратуре, однако этого сопоставления недостаточно для раскрытия научного потенциала идей Шпета во всей их полноте, поскольку не позволяет оце­нить те трансформации, которые эти идеи испытали при их миграции в гу­манитарную науку 1960-х гг. в СССР. Обращение к концептуальным
построениям Реформатского открывает для нас возможность по-новому ин­терпретировать роль идей Шпета в развитии науки о языке и проследить их дальнейшее возвращение в философию. Но фраза «Мы оба учились у Гус­тава…», высказанная Реформатским в письме к Якобсону в 1975 г., сегодня может быть отнесена не только к филологам и лингвистам, но и к филосо­фам. Цель данной статьи – показать методологический потенциал идей Шпета, перенесенных Якобсоном и Реформатским на лингвистическую почву, для современных философских подходов к феномену языка.

Опубликован

2022-07-31 — Обновлена 2025-02-06

Версии

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2025. «Мы оба учились у Густава, пророка Эдмунда на Руси». Александр Реформатский и Роман Якобсон о живом языке и внутренней речи. Вопросы философии. 7 (Feb. 2025), 128–138. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-128-138.