«Мы оба учились у Густава, пророка Эдмунда на Руси». Александр Реформатский и Роман Якобсон о живом языке и внутренней речи
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-128-138Ключевые слова:
русская философия, лингвистика, фонология, Густав Шпет, Роман Якобсон, Александр Реформатский, структурализм, семиотика, внутренняя форма, внутренняя речь, язык.Аннотация
В статье осмысливаются философские истоки семиотических и структуралистских идей, которые развивались в лингвистике 1960-х гг. и не потеряли своего значения для развития современного гуманитарного знания. Обращение к ним имеет не просто историко-научное значение. Они возвращают нас к сюжетам, которые важны для актуализации русской философской мысли ХХ в. А.А. Реформатский и Р.О. Якобсон учились у Г.Г. Шпета, общались с ним в различных философских и научных сообществах. Автор прослеживает, каким образом шпетовские феноменолого-герменевтические построения оказали влияние на фонологические исследования Реформатского и коммуникативную лингвистическую концепцию Р. Якобсона. Влияние Шпета на Якобсона уже исследовалось в историко-философской литературе, однако этого сопоставления недостаточно для раскрытия научного потенциала идей Шпета во всей их полноте, поскольку не позволяет оценить те трансформации, которые эти идеи испытали при их миграции в гуманитарную науку 1960-х гг. в СССР. Обращение к концептуальным
построениям Реформатского открывает для нас возможность по-новому интерпретировать роль идей Шпета в развитии науки о языке и проследить их дальнейшее возвращение в философию. Но фраза «Мы оба учились у Густава…», высказанная Реформатским в письме к Якобсону в 1975 г., сегодня может быть отнесена не только к филологам и лингвистам, но и к философам. Цель данной статьи – показать методологический потенциал идей Шпета, перенесенных Якобсоном и Реформатским на лингвистическую почву, для современных философских подходов к феномену языка.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-07-31 (1)