Теоретико-эмпирическое обоснование принципов методологии постнеклассического периода в науке

Авторы

  • Д.Б. Богоявленская Психологический институт РАО, Москва, 125009, ул. Моховая, д. 9, стр. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-109-116

Ключевые слова:

классика, неклассика, постнеклассика, метод, развитие, саморазвитие, ценности, познание, общество, наука, истина, закономерности, уровни, процесс, стимул, открытия

Аннотация

В статье подробно представлена методология исследования процесса по­знания, характерная для постнеклассического типа научной рационально­сти. В соответствии с концепцией типов научной рациональности академи­ка В.С. Степина, выделившего новый уровень научного анализа в связи с появлением в науке нового типа саморазвивающихся систем, качествен­ным отличием постнеклассики от предшествующих типов рациональности является принципиально новая для науки ее связь с системой нравственных ценностей общества. Исследователю человекоразмерных объектов прихо­дится решать ряд проблем этического характера, определяя границы воз­можных изменений системы. В этих условиях этика науки, стимулирующая поиск истины, постоянно соотносится с общегуманистическими принципа­ми и ценностями. Автором был предложен принципиально новый метод ис­следования, позволяющий во время эксперимента наблюдать творческий процесс как саморазвивающийся процесс познания, в ходе которого откры­ваются новые закономерности при отсутствии внешнего стимула. Феномен творчества проявляется только тогда, когда субъект развивает свою деятель­ность в силу бескорыстного стремления к познанию, в силу привержен­ности к своему делу. Принцип постнеклассики – «связь истины с нрав­ственностью» – находит четкое подтверждение в обоснованном автором механизме творчества как развитии деятельности по инициативе субъекта при условии доминирования познавательной мотивации в структуре его личности. Фактически это – экспериментальное доказательство теории В.С. Степина. Вместе с тем теория постнеклассики дает методологическое обоснование выделенного автором впервые механизма творчества как спо­собности к развитию деятельности по собственной инициативе.

Опубликован

2022-07-31 — Обновлена 2025-02-06

Версии

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2025. Теоретико-эмпирическое обоснование принципов методологии постнеклассического периода в науке. Вопросы философии. 7 (Feb. 2025), 109–116. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-109-116.