К вопросу об истине в научном и обыденном познании
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-98-108Ключевые слова:
обыденное познание, научное познание, корреспондентская истина, когерентная истина, абсолютная и относительная истина в обыденном познании, критерий достоверности, определение истины, жизненный мир.Аннотация
Феномен истины является вечной философской проблемой. Еще Аристотель в «Метафизике» утверждал, что «философия называется знанием об истине», а Платон считал ее предметом желаний подлинных философов. Для эпистемологии истина – основание человеческого бытия во всех его проявлениях, включая повседневную жизнь. Истина – цель и высшая ценность для философии и науки. Существуют различные концепции истины. Более других распространены корреспондентская и когерентная теории истины, недостаточно полно разработана проблема истины в обыденном познании, актуальность которой связана с поиском «надежных способов ориентации человека в окружающем его мире псевдореальностей и потоков дезинформации» (В.А. Лекторский), с поиском оснований повседневной жизни, порядка в хаосе информации и событий, а также с поиском смысла жизни. Уже само признание истины и стремление к ее познанию влияют на характер, интересы, позицию людей, формируют внутренний мир человека. В статье выявлены наиболее фундаментальные и малоисследованные характеристики истины обыденного познания на основе сопоставления понимания истины в научном и обыденном познании. Уточнены предпосылки классической (корреспондентской) и когерентной концепций истины, содержащие имплицитную идею их синтеза. Эксплицированы особенности понимания абсолютной и относительной истины в обыденном познании и критерии достоверности обыденного знания. Сделан вывод, что истина обыденного познания – это эмпирически апробированное знание реального положения дел в жизненном мире человека, основанное на наличном опыте, опыте коммуникации, а также на социокультурной трансляции опыта поколений.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-07-31 (1)