От одного чувственного к другому (к метафизическому значению чувственных восприятий) Часть I Ж. Бенуа
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-75-86Ключевые слова:
платонизм, метафизика, идеальное, чувственное, реальность, видимость, метафора, аналогия.Аннотация
Жослен Бенуа – известный французский философ, работающий на стыке континентальной и аналитической традиций, автор более двух десятков книг и сотни статей. Критик феноменологии и «новых реализмов». Автор концепции «контекстуального реализма». Контекстуальный реализм развивается им в книгах “Concepts” («Концепты», 2011), “Eléments de philosophie réaliste” («Элементы реалистической философии», 2011), “Le bruit sensible” («Шум чувственного», 2013), “La logique du phénomène” («Логика явления», 2016), “L’adresse du réel” («Адрес реального», 2017), “Toward a contextual realism” («К контекстуальному реализму», 2021), “Von der Phänomenologie zum Realismus” («От феноменологии к реализму», 2022). Публикуемый текст представляет собой первую часть доклада, зачитанного Ж. Бенуа на заседании Французского философского общества 20.03.2021. В современной философии, несмотря на возврат метафизики, имеет место забвение ее платонизирующего измерения, ослабление стремления преодолеть пределы чувственного, утрата понимания сверхчувственного и одновременно десенсибилизация, дереализация самого чувственного. В этом смысле спекулятивный реализм К. Мейясу – симптом. Помещая чувственное под ярмо истины, пытаясь приручить его, платонизм в то же время принимал чувственное всерьез. Однако понимание чувственного как феномена привело к его дереализации в феноменологии, которая есть своего рода платонизм навыворот. Феноменология, абсолютизирующая понятие феномена, упускает из виду само чувственное, осуществляет мышление не о чувственном, а о феномене. Ницше показал, что в результате уничтожения платоновского истинного мира исчезает и чувственный мир видимости (феноменов), причем не только как мир видимости, но и как мир. Понятия «истина» и «видимость», «истина» и «мир» не могут быть разъединены. Отвергая, с одной стороны, феноменологию и радикальный перспективизм Ницше и его развитие в «нейтральном реализме» М. Габриэля, Бенуа предлагает, с другой стороны, интерпретацию, согласно которой в результате разрушения истинного мира мы остаемся лишь с чувственным как таковым, о котором нет смысла говорить, истинно оно или ложно. Мы остаемся просто с реальностью. Возврат к Платону не означает принятия метафизической теории двух миров, субстанциализирующей сверхчувственное
в результате буквального понимания платоновских метафор. Но концепты – это также не истощенные метафоры, как полагал Деррида, и не их отрицание, как полагал Рикёр. Идеальное и реальное имеют собственное существование. Речь идет о двух разных категориях, своего рода категориальном дуализме: концепты, нормы идеальны; чувственное реально. Возврат к Платону – это возврат к подлинно метафизическому употреблению метафоры, позволяющему преодолеть чувственное.
Перевод сделан по тексту, предоставленному автором.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-07-31 (1)