Опыт Просвещения в России: гумбольдтовская модель университета в зеркале университетских реформ А.В. Головнина
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-57-65Ключевые слова:
В. фон Гумбольдт, А.В. Головнин, И. Кант, образование, Bildung, реформа, модель университета, немецкий неогуманизм, просвещение, РоссияАннотация
Просвещение занимает важное место в интеллектуальной традиции России, однако ряд его периодов и ключевых представителей продолжает оставаться за пределами внимания исследователей. Одним из примеров такого «забвения» является фигура Александра Васильевича Головнина, министра народного просвещения (1861–1866) эпохи правления Александра II. Либерал по своим политическим взглядам и сторонник просвещения по своим умонастроениям, Головнин выступил одним из инициаторов и главным исполнителем образовательных реформ 1860-х гг. Центральным их элементом стало реформирование университетского образования, закрепленное Уставом 1863 г. Сам проект реформы отчасти следовал модели классического университета, предложенной Вильгельмом фон Гумбольдтом и реализованной им при создании университета в Берлине. В статье рассматриваются важные моменты университетской реформы Головнина и показывается ее связь с гумбольдтовской моделью университета, которая по своим основным установкам явилась выразителем идеалов и ценностей немецкого неогуманизма XIX в. с его нацеленностью на формирование и образование (Bildung) индивида. Примечательно, что тот же идеал Bildung, представший в качестве идейной парадигмы прусских реформ среднего и высшего образования 1807–1814 гг., также оказывается определяющим принципом образовательных реформ Головнина, что подтверждает их следование целям, провозглашенным просвещением.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-07-31 (1)