На пути к свободной мысли: образовательные реформы А.В. Головнина и становление профессиональной философии в России

Авторы

  • О.А. Жукова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, 109028, Покровский бул., д. 11.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-48-56

Ключевые слова:

профессиональная философия, русская мысль, реформы 1861 г., пореформенная Россия, свобода, образование, университет, А.В. Головнин

Аннотация

В истории отечественной философии отсутствует ключевая фигура интел­лектуальной культуры второй половины XIX в., с которой связано развитие академической философии в университетах. А.В. Головнин (1821–1886) не включен в историографический канон русской мысли. В работе показа­но, что интеллектуальное наследие Головнина находится пока за пределами интересов историков русской мысли. Деятельность Головнина на посту ми­нистра народного просвещения правительства Александра II в отечествен­ной социогуманитарной науке рассматривается «по ведомству» истории, политологии, истории педагогики в контексте изучения Великих реформ, но не входит в предметное поле истории философии. По нашему мнению, приращение знания в истории отечественной мысли будет связано с вклю­чением А.В. Головнина в нарратив не только как автора реформы образова­ния, изменившего положение философии в России и придавшего мощный импульс развития интеллектуальному процессу, но и как самостоятельного христианского либерального мыслителя и участника идейных дискуссий середины 1850-х – 1870-х гг., определяющего их направленность и содержание.

Опубликован

2022-07-31 — Обновлена 2025-02-06

Версии

Выпуск

Раздел

Философия и культура. К юбилею А.В. Головнина

Как цитировать

[1]
2025. На пути к свободной мысли: образовательные реформы А.В. Головнина и становление профессиональной философии в России. Вопросы философии. 7 (Feb. 2025), 48–56. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-48-56.