На пути к свободной мысли: образовательные реформы А.В. Головнина и становление профессиональной философии в России
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-48-56Ключевые слова:
профессиональная философия, русская мысль, реформы 1861 г., пореформенная Россия, свобода, образование, университет, А.В. ГоловнинАннотация
В истории отечественной философии отсутствует ключевая фигура интеллектуальной культуры второй половины XIX в., с которой связано развитие академической философии в университетах. А.В. Головнин (1821–1886) не включен в историографический канон русской мысли. В работе показано, что интеллектуальное наследие Головнина находится пока за пределами интересов историков русской мысли. Деятельность Головнина на посту министра народного просвещения правительства Александра II в отечественной социогуманитарной науке рассматривается «по ведомству» истории, политологии, истории педагогики в контексте изучения Великих реформ, но не входит в предметное поле истории философии. По нашему мнению, приращение знания в истории отечественной мысли будет связано с включением А.В. Головнина в нарратив не только как автора реформы образования, изменившего положение философии в России и придавшего мощный импульс развития интеллектуальному процессу, но и как самостоятельного христианского либерального мыслителя и участника идейных дискуссий середины 1850-х – 1870-х гг., определяющего их направленность и содержание.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-07-31 (1)