От Москвы к Океану: художественно-философское осмысление образца столицы в трудах Л.М. Леонова
Аннотация
В статье предпринята попытка показать трансформацию образа столицы СССР – Москвы в трудах советского писателя Л.М. Леонова. Источниковой основой работы служат публицистические статьи писателя, а также философский роман «Дорога на Океан» (1935). Показано, что Л.М. Леонов фокусировался не столько на разработке «столичной мифологии», по праву крупного писателя преображая словом географическое пространство города, сколько пытался художественно-философски осмыслить и показать саму идею обновленной Москвы как образцового центра коммунистического мира в актуальном и перспективном состоянии. Писатель пытался разработать внешне убедительную оптимистическую эсхатологию коммунизма, выраженную в идее сверхгорода, столицы мира – Океане, имеющем исток в столице СССР – Москве. Оптимистическая эсхатология, помимо прочего, служила дидактическим посланием современникам писателя: новое будущее требовало новой породы советских людей, для воспитания которых была необходима хотя и утопическая, но внятно сформулированная цель. На примере работы А.А. Зиновьева «Гомо советикус» замечено, что понимание Москвы как столицы мировой истории действительно имело место в советском обществе. В статье сделан вывод, что образовательные практики города должны не только фокусироваться на «внешнем» пространстве города, но и учитывать его сложный «внутренний» идейно-идеологический фон, прямо или опосредованно влияющий на воспитание подрастающих поколений.