Христианский физикализм: на рубежах православной антропологии и аналитической философии сознания
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-6-98-108Ключевые слова:
аналитическая метафизика, аналитическая философия сознания, онтология личности, православная антропология, православное богословие, проблема воскрешения тела, проблема сознание-тело, халкидонская христология, христианский физикализмАннотация
В настоящей статье предпринимается попытка разработки христианского физикализма в границах православного богословия и предлагается оценка их концептуальной совместимости. Христианский физикализм представляет собой результат апплицирования физикалистского подхода в аналитической философии сознания на проблематику аналитической теологии. Это тезис, постулирующий физический характер души. Он подразумевает антропологическое монофизитство, поскольку этим тезисом устанавливается, что тело и душа обладают одной и той же природой. Православное богословие во многом работает в каркасе античной философии, а христианский физикализм является венцом современной аналитической мысли. Сопоставление этих двух типов дискурса возможно благодаря тому, что христианский физикализм не затрагивает области православной догматики. Вместе с тем он влечет существенные следствия как для христианской антропологии, так и для исходящей из нее халкидонской христологии. В частности, возникают трудности при объяснении человеческого посмертного опыта, ипостасного единства Христа и трихотомических антропологических моделей. Более того, непонятно, насколько вообще физикалистские взгляды по этим вопросам совместимы с христианским мировоззрением. Для последнего характерно представление о личностном и феноменальном характерах человеческого опыта. Стало быть, главный вопрос – какого рода объяснение этих атрибутов предлагает христианский физикализм. Теоретические построения редуктивного физикализма идут вразрез не только с убеждениями здравого смысла, но и устойчивыми интуициями религиозного мировоззрения. Но дело, по-видимому, не столько в терминологии аналитической метафизики, сколько в самом человеческом способе описания мира. Пытаясь рационально помыслить Бога, мы используем понятия, предназначенные для описания фактов физического мира, что неминуемо ведет к искажению нашей картины мира.