Христианский физикализм: на рубежах православной антропологии и аналитической философии сознания

Авторы

  • А.С. Павлов Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-6-98-108

Ключевые слова:

аналитическая метафизика, аналитическая философия со­знания, онтология личности, православная антропология, православное бо­гословие, проблема воскрешения тела, проблема сознание-тело, халкидон­ская христология, христианский физикализм

Аннотация

В настоящей статье предпринимается попытка разработки христианского физикализма в границах православного богословия и предлагается оценка их концептуальной совместимости. Христианский физикализм представля­ет собой результат апплицирования физикалистского подхода в аналитиче­ской философии сознания на проблематику аналитической теологии. Это тезис, постулирующий физический характер души. Он подразумевает ан­тропологическое монофизитство, поскольку этим тезисом устанавливается, что тело и душа обладают одной и той же природой. Православное бого­словие во многом работает в каркасе античной философии, а христианский физикализм является венцом современной аналитической мысли. Сопостав­ление этих двух типов дискурса возможно благодаря тому, что христианский физикализм не затрагивает области православной догматики. Вместе с тем он влечет существенные следствия как для христианской антропологии, так и для исходящей из нее халкидонской христологии. В частности, возникают трудности при объяснении человеческого посмертного опыта, ипостасного единства Христа и трихотомических антропологических моделей. Более то­го, непонятно, насколько вообще физикалистские взгляды по этим вопросам совместимы с христианским мировоззрением. Для последнего характерно представление о личностном и феноменальном характерах человеческого опыта. Стало быть, главный вопрос – какого рода объяснение этих атрибу­тов предлагает христианский физикализм. Теоретические построения ре­дуктивного физикализма идут вразрез не только с убеждениями здравого смысла, но и устойчивыми интуициями религиозного мировоззрения. Но де­ло, по-видимому, не столько в терминологии аналитической метафизики, сколько в самом человеческом способе описания мира. Пытаясь рациональ­но помыслить Бога, мы используем понятия, предназначенные для описа­ния фактов физического мира, что неминуемо ведет к искажению нашей картины мира.

Опубликован

2022-06-30

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2022. Христианский физикализм: на рубежах православной антропологии и аналитической философии сознания. Вопросы философии. 6 (Jun. 2022), 98–108. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-6-98-108.