Диалектика и метафизика в творчестве А.Ф. Лосева
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-5-140-147Ключевые слова:
диалектика, метафизика, мифология, абсолютная диалектика, абсолютная мифология, бытие, Единое, имяславие, исихазм, А.Ф. ЛосевАннотация
В статье анализируется понимание А.Ф. Лосевым метафизики и диалектики, их соотношения. Как известно, А.Ф. Лосев, как и Гегель, резко критикует метафизику как чисто рассудочное воззрение на явления и предметы, то есть под метафизикой он понимает прежде всего метод познания. С другой стороны, понимание термина «метафизика» в ее классическом, аристотелевском значении, как «первой философии», учения о сверхсущем, позволяет утверждать, что диалектика завершается Лосевым в метафизике, под которой понимается «абсолютная мифология», когда логические категории обретают субстанциальное бытие. Сама метафизика, по существу, не противопоставляется им диалектике – формируется своеобразная диалектическая «первая философия», которая представляет собой «абсолютную диалектику», воплощающуюся в имени и «абсолютной мифологии». Диалектика как восходит к метафизике Единого, так и исходит из нее. По аналогии с платоновским «Тимеем» Лосев объединяет мысль и бытие, диалектику и метафизику, философию и теологию. Продолжая и своеобразно развивая традицию отечественной метафизической мысли (как полагают, хотя и по-разному, С.С. Хоружий и Л.А. Гоготишвили), можно констатировать, что человек также мыслится Лосевым как существо метафизическое (вслед за С.Н. Трубецким, С.Л. Франком и др.), «выдвинутое в Ничто» (М. Хайдеггер), сущность которого развертывается и обретается через трансцендирование налично сущего. Вместе с тем антропология Лосева носит персоналистический характер – бытийный, субстанциальный и креационистский, что связано с восприятием им исихазма
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-05-31 (1)