Монистическое истолкование опыта в позитивизме А. Богданова
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-5-113-121Ключевые слова:
эмпириокритицизм, эмпириомонизм, позитивизм, всеобщая организационная наука, тектология, А.А. БогдановАннотация
В статье рассматривается интеллектуальное наследие Александра Александровича Богданова, сосредоточивается внимание на философии эмпириомонизма, красной нитью проходящей через все его творчество. Актуальность его способа понимания мира заключается в том, что монистическое понимание опыта увязывается с деятельностным подходом. Отстаивая позицию позитивизма как «научной» философии, Богданов попытался обосновать динамику общественного процесса на марксистской платформе. Но это привело его к разрыву с соратниками по революционному движению и к отлучению от революционной деятельности, поскольку они не поняли его новаторских мыслей, сравнимых только с переходом от ньютоновской механики к квантовой физике. С точки зрения Богданова, любая догматизация ведет к превращению научной концепции в религиозное учение, которое ортодоксально фиксирует свои положения. Эти идеи он развивает в книге «Всеобщая организационная наука». Тектология, по его мнению, уже выходила за рамки философии и являлась не только наукой, но и методологией познания, а также и стилем научного мышления, к овладению которым наука, изначально не осознавая этого, всегда стремилась. Как показано в статье, подход Богданова оказался вполне соответствующим сегодняшнему мировосприятию, основанному на принципах квантовой механики и идее взаимозависимости объекта и исследователя
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-05-31 (1)