Философский диалог в творчестве Жозефа де Местра и Владимира Соловьева («Санкт-Петербургские вечера» и «Три разговора»: опыт сравнительного анализа)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-5-102-112Ключевые слова:
В.С. Соловьев, Ж. де Местр, философский диалог, христианство, зло, насилие, война, конец всемирной истории.Аннотация
В статье исследуется отражение философских идей «Санкт-Петербургских вечеров» Ж. де Местра в «Трех разговорах» В.С. Соловьева. Оба эти произведения, созданные в жанре философского диалога, являются итоговыми в творчестве их авторов. Соловьев и Местр размышляют над одним и тем же кругом проблем: зла и насилия, войны и мира, конца всемирной истории. Идеи Соловьева во многом полемичны по отношению к идеям Местра. Местра интересует вопрос происхождения зла и ответственности за него Бога. Для Соловьева важнее проблема сопротивления злу. В этом отношении он занимает промежуточную позицию между Л.Н. Толстым с его идеей непротивления и Местром с его идеей сопротивления насилию насилием. Единственным средством сопротивления злу Соловьев считает добро, которое в ряде случаев не исключает насилия. В вопросах войны и мира Соловьев также занимает промежуточную позицию между пацифизмом Толстого и представлением Местра о божественном происхождении войны как наказания людям. Соловьев не считает войну безусловным злом, как не считает и мир безусловным благом. Война, с его точки зрения, порождение людей, но она бывает оправдана и необходима, когда ведется в защиту христианства. В вопросах конца всемирной истории Соловьев полемизирует с идеей “третьего завета”, восходящей к учению Иоахима Флорского, которую высказывает Местр. В идейной структуре «Трех разговоров» Местр занимает место антипода Толстого. Их идеи представляются Соловьеву как две бездны, искажающие истину в противоположных направлениях.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-05-31 (1)