Трансформация самосознания в цифровом пространстве: от нарратива к сторителлингу
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-3-133-142Ключевые слова:
самосознание, нарратив, сторителлинг, медиареальность, цифровизация.Аннотация
В статье проводится мысль о том, что в современном цифровом пространстве происходит трансформация нарративных стратегий, меняются способы повествования. Нарратив превращается в сторителлинг: на смену целостному, связанному смысловым единством изложению (рассказу) приходит клип (в котором о связях и отношениях между отдельными его элементами можно только догадываться, они не артикулируются на вербальном уровне), происходит подмена текстуально оформленного словесного рассуждения фрагментарной россыпью визуальных образов (подобранных зачастую весьма произвольно). И, соответственно, меняется самосознание человека, приходящего в медиамир, живущего в нем. На наших глазах происходит «умирание» классического нарратива и угасание рефлексивного самосознания автора-писателя, работающего с большими текстуальными формами. Им на смену приходит автор-режиссер, который уже не рассказывает нам свое самосознание, но невербально показывает (мимикой, жестами и т.д.). Одновременно меняется и самосознание воспринимающего «умирающий» нарратив – он из активно-понимающего: читающего и слушающего становится пассивно воспринимающим: зрителем. Последствия постоянного пребывания в цифровом пространстве для самосознания человека можно проследить благодаря автобиографическим нарративам в медиареальности (характерным примером становятся персональные страницы в социальных сетях, дневники, блоги, TikTok и пр.). Обращаясь к данным феноменам в контексте цифровизации, автор уточняет роль цифровой самоидентификации и ее влияние на становление самосознания и личности в современную эпоху.
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-03-31 (1)