Иллюзионизм как теория сознания Часть I
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-3-110-121Ключевые слова:
иллюзионизм, трудная проблема сознания, феноменальные качества, феноменальность, сознательный опыт, зомби.Аннотация
Это первая часть статьи, в которой представлены аргументы в пользу подхода к сознанию, который называется иллюзионизм. Это точка зрения, согласно которой феноменальное сознание иллюзорно. По мнению иллюзионистов, наше ощущение того, что мы испытываем сознательные переживания, связано с тем, что мы систематически искажаем их или их объекты, полагая, что они обладают феноменальными свойствами. Таким образом, задача теории сознания состоит в том, чтобы объяснить наши иллюзорные представления о феноменальности, а не саму феноменальность, и трудная проблема заменяется проблемой иллюзии. Несмотря на наличие влиятельных последователей, иллюзионизм все еще остается позицией меньшинства, и его часто отвергают как неспособность серьезно относиться к проблеме сознания. Представленная статья направлена на опровержение этого обвинения. В этой части программа иллюзионизма очерчивается на фоне двух подходов – радикального и консервативного реализма, которые можно считать более традиционными в отличие от иллюзионизма, который обнаруживает свои сильные стороны в сравнении с ними. Проводится граница между «сильной» и «слабой» формой иллюзионизма. Рассматривается вопрос соотношения иллюзионистской позиции с утверждением об иллюзорности внешнего мира. Кроме того, обсуждается вопрос о том, не влечет ли следование иллюзионизму элиминативизм в вопросе сознания в контексте опыта и того, что называют феноменальными свойствами.