Феноменология «логики вопроса и ответа»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-148-158Ключевые слова:
вопрос, феноменология чтения, феноменология языка, Г.-Г. Гадамер, М. Мерло-Понти, история воздействий, интенция значения, логика вопроса и ответа, жест.Аннотация
В статье с опорой на описание работы языка у Г.-Г. Гадамера и М. Мерло-Понти рассматривается чтение как коммуникация в пространстве текста. Мы описываем чтение как квази-диалог, в котором отсутствует человек-«собеседник», и исследуем возникающий эффект обращения к читателю в тексте. Отталкиваясь от предложенной Гадамером «логики вопроса и ответа», мы предлагаем понимать вопрос и ответ как два взаимосвязанных смысловых аспекта любого высказывания – позитивный и негативный. Вопрос означает приведение тезиса к неопределенности и обозначает пространство возможного ответа. Следуя предложенной Мерло-Понти трактовке языка как жеста, мы далее прослеживаем роль вопроса, или негативного аспекта смысла, в коммуникации. Для разъяснения привлекается поведенческо-экологическая трактовка мимики, где выражение эмоции рассматривается как способ социального взаимодействия. Аспект вопроса в коммуникации обозначает открытие смысловых возможностей и призыв к формированию общего мира. В поздних работах Мерло-Понти переосмысляет гуссерлевское понятие интенции значения как направленность, пустоту, которую призван заполнить читатель. Слово в тексте передает не значение, а интенцию значения как ядро формирования смысла в языковой среде. Интенция значения обозначает трансформацию понимания по сравнению с уже имеющимися у нас смыслами и становится запросом со стороны «текста» или «автора», с которыми якобы вступает в диалог читатель. Для обозначения этого предполагаемого автора интенции мы предлагаем термин «квази-автор» и рассматриваем квази-автора как структурный элемент акта чтения.
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-01-31 (1)