Честертоновские мотивы в творчестве С.Л. Франка
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-111-121Ключевые слова:
С.Л. Франк, Г.К. Честертон, русская религиозная философия, философская апологетика, здравый смысл, религиозная вера, материализм, прогрессАннотация
В статье предпринята попытка показать рецепцию С.Л. Франком идей Г.К. Честертона. Рассмотрены три направления такой рецепции: (1) прямые цитаты из Честертона в трудах Франка; (2) воспроизведение Франком честертоновских ходов мысли без отсылки к английскому писателю; (3) общее совпадение интуиций двух мыслителей, где речи о заимствовании не идет. Мотивы, относящиеся ко второму и третьему направлениям, рассматриваются впервые. Автор показывает, что основным источником заимствований для Франка является трактат Г.К. Честертона «Ортодоксия», и анализирует рецепцию Франком честертоновского концепта «здравый смысл»: оба мыслителя настаивают, что именно религиозное мировоззрение, признающее как видимый, так и невидимый слои бытия, являет собой «здравый смысл», в то время как материалистическое мировоззрение есть результат редукции, «сужения духовного горизонта». Построения Франка и Честертона сближаются в акцентировании бытийственности мира и человека и в теме об абсолютном идеале как условии социального прогресса. В статье отмечается, что имя Честертона возникает в трудах Франка в эмигрантский период жизни, когда религиозная тематика приобретает для русского философа всё большее значение. Предлагается вывод, что привлечение аргументативных ходов английского апологета главным образом имеет место в текстах, где Франк сам обращается к философско-апологетической проблематике: «Крушение кумиров», «Религия и наука», «С нами Бог», но также может быть прослежено и в ключевых метафизических работах Франка «Непостижимое» и «Реальность и человек»
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-01-31 (1)