Проблема индукции как проблема религиозного и нравственного возрождения в учении Фр. Бэкона о методе
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-89-99Ключевые слова:
Фрэнсис Бэкон, индуктивизм, индукция, эмпиризм, организация науки, иудаизм, Откровение.Аннотация
Имя Фрэнсиса Бэкона связано с обоснованием идеи, что наука должна быть индуктивной, и с попыткой разработки научной индукции. Однако индукция в любой форме страдает от серьезных затруднений. В статье опровергаются попытки защитить Бэкона и его проект с помощью утверждения, что речь идет только об элиминативной индукции. Показывается, что Бэкон является в полном смысле слова индуктивистом: он надеется построить метод, который сделает излишними любые предположения. Сама природа, как бы взяв исследователя за руку, поведет его ко все более общим аксиомам. Можно задаваться вопросом, почему сам Бэкон не видел изъянов своей индуктивистской методологии. Предлагается следующий ответ: для него эти проблемы решаются не логикой, а религиозным и нравственным возрождением. Это доказывается обращением к небольшому тексту Бэкона «Новая Атлантида», известному своим проектом новой организации науки. Однако надо обратить внимание, что с первых строк «Новой Атлантиды» отчетливо звучит тема христианства. Обращение к одному из центральных эпизодов «Новой Атлантиды» – истории обретения обитателями острова, затерянного в Тихом океане, Евангелий в 50 г. н.э., показывает, что, во-первых, христианство было принесено на остров чудесным путем, во-вторых, благодаря чуду пришло в его изначальной чистоте, не замутненное человеческими истолкованиями. Повествование Бэкона должно показать читателю, что островитяне получили христианство «из первых рук», свободным от папизма, теологии и схоластики. Утверждается, что именно это обстоятельство, по замыслу Бэкона, необходимо учитывать, чтобы объяснять успехи тамошней науки, которая, конечно, следует его научной индукции. Рассматривается также вопрос о ветхозаветных корнях описываемого Бэконом Дома
Соломона и о значении фигуры еврея Иоабина как посредника между рассказчиком и Домом Соломона.
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-01-31 (1)