Это устаревшая версия, которая была опубликована 2022-01-31. Прочтите самую последнюю версию.

Проблема индукции как проблема религиозного и нравственного возрождения в учении Фр. Бэкона о методе

Авторы

  • З.А. Сокулер Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-89-99

Ключевые слова:

Фрэнсис Бэкон, индуктивизм, индукция, эмпиризм, организация науки, иудаизм, Откровение.

Аннотация

Имя Фрэнсиса Бэкона связано с обоснованием идеи, что наука должна быть индуктивной, и с попыткой разработки научной индукции. Однако индук­ция в любой форме страдает от серьезных затруднений. В статье опроверга­ются попытки защитить Бэкона и его проект с помощью утверждения, что речь идет только об элиминативной индукции. Показывается, что Бэкон яв­ляется в полном смысле слова индуктивистом: он надеется построить ме­тод, который сделает излишними любые предположения. Сама природа, как бы взяв исследователя за руку, поведет его ко все более общим аксиомам. Можно задаваться вопросом, почему сам Бэкон не видел изъянов своей ин­дуктивистской методологии. Предлагается следующий ответ: для него эти проблемы решаются не логикой, а религиозным и нравственным возрожде­нием. Это доказывается обращением к небольшому тексту Бэкона «Новая Атлантида», известному своим проектом новой организации науки. Однако надо обратить внимание, что с первых строк «Новой Атлантиды» отчетливо звучит тема христианства. Обращение к одному из центральных эпизодов «Новой Атлантиды» – истории обретения обитателями острова, затерянно­го в Тихом океане, Евангелий в 50 г. н.э., показывает, что, во-первых, хри­стианство было принесено на остров чудесным путем, во-вторых, благода­ря чуду пришло в его изначальной чистоте, не замутненное человеческими истолкованиями. Повествование Бэкона должно показать читателю, что островитяне получили христианство «из первых рук», свободным от папиз­ма, теологии и схоластики. Утверждается, что именно это обстоятельство, по замыслу Бэкона, необходимо учитывать, чтобы объяснять успехи тамош­ней науки, которая, конечно, следует его научной индукции. Рассматрива­ется также вопрос о ветхозаветных корнях описываемого Бэконом Дома
Соломона и о значении фигуры еврея Иоабина как посредника между рас­сказчиком и Домом Соломона.

Опубликован

2022-01-31

Версии

Выпуск

Раздел

Философия, наука, общество

Как цитировать

[1]
2022. Проблема индукции как проблема религиозного и нравственного возрождения в учении Фр. Бэкона о методе. Вопросы философии. 1 (Jan. 2022), 89–99. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-89-99.