Бродский и Клио: профиль скептической философии истории
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-65-77Ключевые слова:
Герцен, Изгнание, Платон, Шестов, Шекспир, «Профиль Клио», «Государство, «Гамлет», «Апофеоз беспочвенности», ЛёвитАннотация
Катастрофы XX столетия заставили многих теологов и философов прийти к мысли о господстве случайности и произвола в истории. По выражению Карла Лёвита, «скептик и верующий едины в своем отношении к легковесному пониманию истории и ее смысла. Их мудрость, как и всякая мудрость, не в последнюю очередь сводится к разочарованию и резиньяции, к свободе от иллюзий и предвзятых мнений». Гегельянское представление о том, что история имеет смысл, цель или назначение, былокатегорически отвергнуто, равно как и платоновская утопия «справедливого города». В эссе «Профиль Клио» и других текстах, поэтических и прозаических, Бродский пишет о произвольности и случайности истории. Он заимствует основные категории и понятия из книги Шестова «Апофеоз беспочвенности». Шестов проповедовал интеллектуальное «кочевничество», свободу от причинного мышления и сциентизма. Бродский понял «кочевничество» как бегство от рационалистической интерпретации истории, главной жертвой которой был индивидуализм. К тому же детерминизм и вера в Провидение привели евреев к смиренному ожиданию отрядов штурмовиков и депортации в концлагеря. «Кочевничество» в этой ситуации было бы гораздо
разумнее «оседлости». «Профиль Клио» насыщен метафорами, взятыми из «Государства» Платона и из Библии. «Кочевничество» предстает как Исход Израиля из Египта и как изгнание поэтов из «справедливого города» Платона.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-01-31 (1)